|
|
|
многим может показаться парадоксальным, сравнением взглядов Николая I на
природу царской власти с взглядами на царскую власть выдающегося царя
Московской Руси - отца Петра I. Как пишет С. Платонов в "Лекциях по русской
истории" (Издание 9-е. Петроград. 1915 г.). "...исходя из
религиозно-нравственных оснований, Алексей Михайлович имел ясное и твердое
понятие о происхождении и значении царской власти в Московском государстве,
как власти богоустановленной и назначенной для того, чтобы "рассуждать
людей вправду" и "беспомощным помогать".
Вот слова, царя Алексея князю Гр. Ромодановскому: "Бог благословил и
предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке, и на
западе и на юге и на севере вправду". Для царя Алексея это не была
случайная красивая фраза, а постоянная твердая формула его власти, которую
он сознательно повторял всегда, когда его мысль обращалась на объяснение
смысла и цели его державных полномочий.
В письме к князю Н. И. Одоевскому, например, царь однажды помянул о
том, "как жить мне, государю, и вам, болярам", и на эту тему писал: "а мя
великий Государь ежедневно просим у Создателя... чтобы Господь Бог...
даровал нам великому Государю, и вам, болярам, с нами единодушно люди Его,
Световы, рассудити вправду, всем равно".
А Николай I пишет в завещании: "Соблюдай строго все, что нашей
Церковью предписывается. Ты молод, неопытен, и в тех летах, в которых
страсти развиваются, но помни всегда, что ты должен быть примером
благочестия и веди себя так, чтобы мог служить живым образом.
Будь милостив и доступен ко всем несчастным, но не расточая казны,
свыше ее способов. Пренебрегай ругательствами и пасквилями, но бойся своей
совести.
Да благословит тебя Бог Всемилосердный, на Него Одного возлагай всю
свою надежду".
Разве эти наставления по своему основному настроению и по совету
|
|
|
|