Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

последствиям, утверждает Л. Тихомиров "оказались едва ли не более вредны,

чем бюрократизм гражданских управительных властей, потому что лишить
церковь живого духа - это значит подорвать в народе самую основу, на
которой держится монархическая власть" ("Монархическая государственность").
Эволюция управления церковью после Петра I состояла в том, что последующие
монархи еще больше ухудшали содеянное Петром, ставя во главе ее то масонов,
то вольтерьянцев атеистов, то европейского типа мистиков, то бездушных
бюрократов.
Дух бюрократизма развившегося в России благодаря Петру отразился и
на Церкви. Управление Церковью неуклонно развивалось в сторону все большего
развития бюрократизма. Епископы, только временно вызываемые Синодом,
никакой роли в управлении Церковью фактически не имели, вся власть
принадлежала обер-прокурору и чиновникам Синодской канцелярии.
Вместо патриарха православной Церковью стал управлять чиновник. В
докладе митр. Антония "О свободе" на Предсоборном Присутствии, находим
следующие справедливые упреки:
"...Наше правительство, точнее - государство, увлекшись во времена
Петра и после целями чисто внешней культуры и государственной
централизации, сузило, обезличило и даже наполовину затмило религиозное
сознание и религиозную жизнь православного народа. В XVII веке последнему
нечего было бояться какой угодно пропаганды "кроме старообрядческой,
конечно "потому, что если не каждая крестьянская семья, то каждая деревня
имела своих начетчиков, живших тою же мужицкою жизнью, что и все
деревенские жители да и церковно-бытовая дисциплина была так сильна как у
евреев хасидов или, возьмем ближе, как у современных единоверцев, которым
то же, благодаря указанным условиям, вовсе не опасна никакая пропаганда. Но
правительство XVIII века оторвало духовенство от народа, загнало первых в
рамки отдельной касты, воспитывало ее не в понятиях и бытовой дисциплине
народного православия, а в традициях латинской школы и теоретической