Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

умов и что он сам был слишком заметен среди других рядовых людей,

вследствие чего каждое его слово разносилось эхом по всей России.
"Нельзя преувеличивать значение вызывающих антирелигиозных и
безнравственных литературных выступлений Пушкина также потому, что он
нарочито надевал на себя личину показного цинизма, чтобы скрыть свои
подлинные глубокие душевные переживания, которыми он по какому-то
стыдливому целомудренному чувству не хотел делиться с другими. Неверующим
его могут считать только люди тенденциозно настроенные, которым выгодно
представить нашего великого национального поэта религиозным отрицателям,
или те, кто не дал себе труда серьезнее вдуматься в историю его жизни и
творчества". (9)
"Следует признать, - замечает Митрополит Анастасий, - что все
политические и религиозные выпады Пушкина были скорее случайной вспышкой
озлобленного ума или просто легкомысленной игрой воображения юного поэта,
чем его внутренним сознательным убеждением: они скользили по поверхности
его души и никогда не имели характера ожесточенного богоборчества".
"Православное мировоззрение Пушкина создало и его определенное
практическое отношение к Церкви. Если о нем нельзя сказать, что он жил в
Церкви (как выразился Самарин о Хомякове), то во всяком случае он свято
исполнял все, что предписывал русскому человеку наш старый, благочестивый
домашний и общественный быт".
Ни убежденным масоном, ни революционером, ни атеистом Пушкин не
становится. Очень скоро, уже во время пребывания в Кишиневе, у него
наступает отрезвление. Начавшийся было развиваться политический радикализм
быстро гаснет после встречи с греческими революционерами. Увидев рыцарей
греческой свободы, Пушкин пишет А. Раевскому: "Меня возмущает вид этих
подлецов, облеченных священным званием защитников свободы.
Он увидел в "новых Леонидах" сброд трусливых, невежественных,
бесчестных людей.