|
|
|
Государству и Государю, основа жизненной силы русского государства, после
Петра I вырождается в крепостное право. Крепостная зависимость введенная в
Московской Руси вытекает из идей государева служения, из интересов борьбы
за национальную независимость. Крестьяне должны жить в тех местах, где это
необходимо государству и часть добываемых продуктов отдавать служилым
государевым людям - помещикам. Помещики - потомственная каста воинов -
должны поставлять в национальную армию известное количество воинов.
Положение крестьянина в Московской Руси напоминало положение казака
в позднейшую эпоху. Поместье было как бы первичная ступень организации
национальной армии, ведущей борьбу за национальную независимость. Крестьяне
служили помещику - Государеву служилому человеку. Помещик - член сословия
служилых людей, всю жизнь был обязан в той или иной форме нести государеву
службу Царю. Царь всю жизнь нес свою "государскую службу" народу. Все
должны служить государству, крестьянин, помещик, духовенство бояре, Царь.
Служить "честно и грозно", не щадя Јживота своего".
Крепостная зависимость - это порядок подчинения установленный в
интересах борьбы за национальную независимость. Крепостное право - это
порядок рабства. Помещики после Петра I из сословия воинов превращаются
постепенно в сословие рабовладельцев, пользующихся трудом крестьян главным
образом в своих личных интересах. От идеи Государева Служения положенной в
основу организации крепостной зависимости не остается ничего. Если
крепостная зависимость усиливала социальную организацию Московской Руси, то
крепостное право в послепетровской России разлагает былое национальное
единство, подрывает духовные силы народа.
"Старый московский порядок был тяжел, но справедлив, - пишет В.
Ключевский в "Курсе Русской истории" (Том V), - оставалось устранить его
тяжесть, но сохранить его справедливые основания". "Припомним общество
Московской Руси. Во главе его стоял привилегированный класс - служилое
сословие. Оно пользовалось важными экономическими и политическими
|
|
|
|