Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Проследить с начала ход развития русского национального государства,

и показать затем, как оно было разрушено в результате того, что оно со
времен Петра I стало строиться на чуждых русской народной стихии,
религиозных, политических и социальных принципах - такова цель, которую
поставило перед нами нынешняя страница Русской Истории.
Петр I принес величайшее несчастье русскому народу, когда стал
насильственно заменять народные верования и сложившиеся на основе векового
опыта учреждения. Ни верования, ни учреждения не переходят механически от
одного народа к другому.
"...Правительственные ярлыки имеют крайне маловажное значение, -
указывает Лебон. - Никогда не предоставлялось народу выбирать те
учреждения, какие он считал лучшими. если бы по какому-нибудь крайнему
случаю ему предоставилась возможность избрать такие учреждения, то он не
сумел бы их сохранить. Многочисленные революции, последовательные смены
конституций, которым мы поддаемся в течение целого столетия, являются для
нас тем опытом, который давно должен был бы направить внимание
государственных деятелей на этот пункт. Я думаю, впрочем, что разве только
в тупом мозгу масс или в узком мировоззрении некоторых фанатиков может еще
сохраниться нелепая идея, что перемены общественного строя производятся
одним почерком указов. Единственная полезная роль учреждений заключается в
том, что они дают законную санкцию тем переменам, которые допускаются
установившимися нравами и взглядами. Они, так сказать, следуют за этими
переменами, но не; предшествуют им. Характер и мысль людей изменяется не
путем учреждений". (Лебон. Психический фактор эволюции народов.)
Точку зрения Лебона разделял под конец жизни и знаменитый английский
социолог Герберт Спенсер. Вначале Герберт Спенсер, как и все люди
радикального, то есть почти всегда утопического мировоззрения, совершенно
игнорировал какое влияние оказывает характер народа на его судьбу.