|
|
|
Проследить с начала ход развития русского национального государства,
и показать затем, как оно было разрушено в результате того, что оно со
времен Петра I стало строиться на чуждых русской народной стихии,
религиозных, политических и социальных принципах - такова цель, которую
поставило перед нами нынешняя страница Русской Истории.
Петр I принес величайшее несчастье русскому народу, когда стал
насильственно заменять народные верования и сложившиеся на основе векового
опыта учреждения. Ни верования, ни учреждения не переходят механически от
одного народа к другому.
"...Правительственные ярлыки имеют крайне маловажное значение, -
указывает Лебон. - Никогда не предоставлялось народу выбирать те
учреждения, какие он считал лучшими. если бы по какому-нибудь крайнему
случаю ему предоставилась возможность избрать такие учреждения, то он не
сумел бы их сохранить. Многочисленные революции, последовательные смены
конституций, которым мы поддаемся в течение целого столетия, являются для
нас тем опытом, который давно должен был бы направить внимание
государственных деятелей на этот пункт. Я думаю, впрочем, что разве только
в тупом мозгу масс или в узком мировоззрении некоторых фанатиков может еще
сохраниться нелепая идея, что перемены общественного строя производятся
одним почерком указов. Единственная полезная роль учреждений заключается в
том, что они дают законную санкцию тем переменам, которые допускаются
установившимися нравами и взглядами. Они, так сказать, следуют за этими
переменами, но не; предшествуют им. Характер и мысль людей изменяется не
путем учреждений". (Лебон. Психический фактор эволюции народов.)
Точку зрения Лебона разделял под конец жизни и знаменитый английский
социолог Герберт Спенсер. Вначале Герберт Спенсер, как и все люди
радикального, то есть почти всегда утопического мировоззрения, совершенно
игнорировал какое влияние оказывает характер народа на его судьбу.
|
|
|
|