|
|
|
народов. В высоте русского политического идеала, как правильно отмечает Лев
Тихомиров "лежит трудность его реализации, а трудность реализации грозит
разочарованием, унынием и смертью нации, оказавшейся бессильной провести в
мир слишком высоко взятый идеал".
Но этого-то, нравственной высоты самобытного русского политического
идеала и трудности его реализации, русские интеллигенты никогда не
понимали. Весь трагизм русского политического развития они объяснили не
трудностью реализации высоких политических принципов проистекающих из идеи
"Третьего Рима - идеи создания на земле наиболее христианского типа
государства, а тем, что Россия будто бы отстала от опередившей ее в
государственном строительстве Европы.
Только после разразившейся национальной катастрофы отдельные,
немногие члены Ордена Русской Интеллигенции имеют мужество признаться в
ошибочности своей оценки русских политических традиций. Так, например, на
собрании социалистов-революционеров в 1929 году в Париже эсер еврей
Бунаков-Фундаминский делая доклад о революции 1917 года заявил например:
"Московская государственность покоилась не на силе и не на покорении
властью народа, а на преданности и любви народа к носителю власти. Западные
республики покоятся на народном призвании. Но ни одна республика в мире не
была так безоговорочно признана своим народом, как Самодержавная Московская
Монархия... Левые партии изображали царскую власть, как теперь изображают
большевиков. Уверяли, что "деспотизм" привел Россию к упадку. Я, старый
боевой террорист, говорю теперь, по прошествии времени - это была ложь.
Никакая власть не может держаться столетиями, основываясь только на страхе.
Самодержавие - не насилие, основа его - любовь к царю" ("Двуглавый Орел", №
25,1929 г.).
И стремление к конституции, проявившееся при первых преемниках Петра
I, свидетельствует вовсе не о развитии политического сознания по сравнению
с Московской Русью, а, наоборот, об упадке политического сознания, ибо
|
|
|
|