Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

как о незначительном факторе, не заслуживающем внимания, или отмечают

только "положительную роль" его в деле формирования русского образованного
общества и Ордена Русской Интеллигенции. А, между тем, русское и мировое
масонство сыграло чрезвычайно значительную роль в разрушении русского
национального государства. Вредно переоценивать эту роль, как склонны
делать некоторые из сторонников теории, что в постигнувшей Россию трагедии
виноваты "одни жиды и масоны": подобная постановка далека от исторической
объективности и с помощью этой теории невозможно понять действительные
исторические причины русской национальной катастрофы. Но вредно и
недооценивать роль масонства и еврейства. Историки недооценивающие роль
масонства и еврейства в так называемый "Петербургский период" Русской
истории не в силах правдиво изобразить сложный ход русской истории, между
революцией совершенной Петром I и февральско-октябрьской революцией
совершенной "масонской пятеркой" (см. С. Мельгунов. На путях к дворцовому
перевороту) с помощью всех политических группировок входивших в Орден
Русской Интеллигенции: В. Ключевский, например, обходит вопрос о том какую
роль сыграло масонство в петербургском периоде русской истории. А если
касается этого вопроса, то говорит о масонах как о безобидных, мистически
настроенных чудаках. В работе "Воспоминание о Н. И. Новикове и его времени"
он дает, например, масонам следующую идиллическую оценку: "Опять скажут:
люди новиковского кружка нашли такой выход, потому что были масоны,
мартинисты, и их христианские добродетели сильно омрачены этою сектантскою
тенью. Можно сказать и так, можно и наоборот: они потому и стали масонами,
что нашли такой выход из своего затруднения, больше масонствовали, чем были
масонами; они - воспользуемся их же фигурным языком - вступили в состав
"малого избранного народа" вольных каменщиков только для того, чтобы самих
себя переработать в пригодные камни для мысленного храма Соломонова, т.е.
для будущего идеального русского общества. Что же касается их добродетелей,
те я не берусь судить, насколько нравственная добродетель Гамалея тускнела