|
|
|
как о незначительном факторе, не заслуживающем внимания, или отмечают
только "положительную роль" его в деле формирования русского образованного
общества и Ордена Русской Интеллигенции. А, между тем, русское и мировое
масонство сыграло чрезвычайно значительную роль в разрушении русского
национального государства. Вредно переоценивать эту роль, как склонны
делать некоторые из сторонников теории, что в постигнувшей Россию трагедии
виноваты "одни жиды и масоны": подобная постановка далека от исторической
объективности и с помощью этой теории невозможно понять действительные
исторические причины русской национальной катастрофы. Но вредно и
недооценивать роль масонства и еврейства. Историки недооценивающие роль
масонства и еврейства в так называемый "Петербургский период" Русской
истории не в силах правдиво изобразить сложный ход русской истории, между
революцией совершенной Петром I и февральско-октябрьской революцией
совершенной "масонской пятеркой" (см. С. Мельгунов. На путях к дворцовому
перевороту) с помощью всех политических группировок входивших в Орден
Русской Интеллигенции: В. Ключевский, например, обходит вопрос о том какую
роль сыграло масонство в петербургском периоде русской истории. А если
касается этого вопроса, то говорит о масонах как о безобидных, мистически
настроенных чудаках. В работе "Воспоминание о Н. И. Новикове и его времени"
он дает, например, масонам следующую идиллическую оценку: "Опять скажут:
люди новиковского кружка нашли такой выход, потому что были масоны,
мартинисты, и их христианские добродетели сильно омрачены этою сектантскою
тенью. Можно сказать и так, можно и наоборот: они потому и стали масонами,
что нашли такой выход из своего затруднения, больше масонствовали, чем были
масонами; они - воспользуемся их же фигурным языком - вступили в состав
"малого избранного народа" вольных каменщиков только для того, чтобы самих
себя переработать в пригодные камни для мысленного храма Соломонова, т.е.
для будущего идеального русского общества. Что же касается их добродетелей,
те я не берусь судить, насколько нравственная добродетель Гамалея тускнела
|
|
|
|