Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Император Николай никак не мог решиться отдать приказ стрелять.

Генерал-адъютант Васильчиков сказал тогда ему:
"Нельзя тратить ни минуты; теперь ничего нельзя делать; необходимо
стрелять картечью".
"Я предчувствовал эту необходимость, - пишет в своих воспоминаниях
Николай, - но, признаюсь, когда настало время, не мог решиться на подобную
меру, и меня ужас объял." "Вы хотите, чтобы я в первый день моего
царствования проливал кровь моих подданных? - отвечал я. "Для спасения
вашей империи" - сказал он мне. Эти слова привели меня в себя: опомнившись,
я видел, что или должно мне взять на себя пролить кровь некоторых и спасти
почти наверное все, или, пощадив себя, жертвовать решительно государством".
И молодой Император решил пожертвовать своим душевным спокойствием, но
спасти Россию от ужасов революционного безумия. "Сквозь тучи, затемнившие
на мгновение небосклон, - сказал 20 декабря 1825 года Николай I
французскому посланнику графу Лафероне, - я имел утешение получить тысячу
выражений высокой преданности и распознать любовь к отечеству, отмщающую за
стыд и позор, которые горсть злодеев пытались взвесть на русский народ. Вот
почему воспоминание об этом презренном заговоре не только не внушает мне ни
малейшего недоверия, но еще усиливает мою доверчивость и отсутствие
опасений. Прямодушие и доверие вернее обезоружает ненависть, чем недоверие
и подозрительность, составляющие принадлежность слабости..." "Я проявлю
милосердие, - сказал Николай дальше, - много милосердия, некоторые скажут,
слишком много; но с вожаками и зачинщиками заговора будет поступлено без
жалости и без пощады. Закон изречет им кару, и не для них я воспользуюсь
принадлежащим мне правом помилования. Я буду непреклонен: я обязан дать
этот урок России и Европе". "Нельзя сказать, - пишет еврей М. Цейтлин, -
что Царь проявил в мерах наказания своих врагов, оставшихся его кошмаром на
всю жизнь, (ему всюду мерещилось "ses amis du quatorze") очень большую
жестокость. Законы требовали наказаний более строгих" (М. Цейтлин. 14