Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

благодетельных мужей, коим оно было вверено.

Число братьев увеличилось в течение сорокалетнего неусыпного
упражнения сил начальников; но с умножением членов открывались в братстве
многие неустройства. Сколько начальники не внушали своим братьям строгое и
бдительное исполнение всех предписанных правил, а особливо скромности, но
наставления их часто оставались бесплодными. Некоторые из прикосновенных к
ним братьев, в противность установленному порядку, стали принимать других
без надлежащей осторожности. Сии, новопринятые, нередко побуждаемые к
вступлению в братство частными видами, и более всего любопытством, скоро
соскучили повторением нравственного учения, практикование коего есть
неизбежное приготовление к достижению высших познаний вечных божественных
истин. Они начали искать удовлетворения своему любознанию неправильными
путями возымели дерзкое намерение уловить тайну вместо того, чтобы получать
ее в награду за практическое исполнение самою премудростию предначертанных
должностей. От одного руководителя переходили к другому, а часто и в одно
время ходили слушать многих, подобно, как в университетах слушают лекции
разных профессоров. Некоторые, постранствовавши таким образом, оставили
совсем братство, стали искать спасения или в наружных обрядах, или в
наружной безобрядности, или у русских раскольников, либо у чужестранных
фанатиков и новых проповедников. Иные же, набравшись несвязными отрывками
из разнохарактерных разговоров, слепили себе ложные системы, передавали
другим, прикрывая их наружностью братского учения, т.е. степенями и
одобряемыми книгами; но всему оному дали одно толкование и раздачу
производили не во время и без разбора.
Сие явно продолжалось до того времени, когда правительство положило
оному предел запрещением всех тайных обществ, а ныне может быть также
продолжается, но только скрытнее. Между тем число истинных братьев со дня
на день уменьшалось. Смерть похищала одного за другим, так что теперь едва
ли найдется современник братского в отечестве нашем благоустройства.