|
|
|
должен глядеть русский человек, - и на народ свой, и на семью русскую, и на
Европу, и на хромого бочара, и на братьев славян. Гуманнее, выше и трезвее
взгляда нет и не было еще у нас ни у кого из русских".
Эту мысль Достоевского и положил С. Франк в основу своей работы:
"Пушкин как политический мыслитель". "Теперь нам совершенно очевидно, -
пишет С. Франк, - что Пушкин, с первых же шагов своего творчества
приобретший славу первого, несравненного, величайшего русского поэта
(приговор Жуковского, представившего ему в 1824 году "первое место на
Русском Парнасе", никем не был оспорен и остается в силе до появления
нового Пушкина), оставался в течение всего XIX века недооцененным в русском
общественном сознании. Он оказал, правда, огромное влияние на русскую
литературу, но не оказал почти никакого влияния на историю русской мысли,
русской духовной культуры. В XIX веке и, в общем, до наших дней русская
мысль, русская духовная культура шли по иным, не-пушкинским путям.
Писаревское отрицание Пушкина - не как поэта, а вместе со всякой истинной
поэзией, следовательно, отрицание пушкинского духовного типа - было лишь
самым ярким, непосредственно бросавшимся в глаза, эпизодом гораздо более
распространенного, типичного для всего русского умонастроения второй
половины XIX века отрицательного, пренебрежительного или равнодушного
отношения к духовному облику Пушкинского гения. В других, недавно
опубликованных нами работах о Пушкине, нам приходилось уже настойчиво
возобновлять призывы Мережковского ("Вечные спутники", 1897), вникнуть в
доселе непонятое и недооцененное духовное содержание пушкинского
творчества. Задача заключается в том, чтобы перестать, наконец, смотреть на
Пушкина, как на "чистого" поэта в банальном смысле этого слова, т.е. как на
поэта, чарующего нас "сладкими звуками" и прекрасными образами, но не
говорящего нам ничего духовно особенно значительного и ценного, и научиться
усматривать и в самой поэзии Пушкина, и за ее пределами (в прозаических
работах и набросках Пушкина, в его письмах и достоверно дошедших до нас
|
|
|
|