Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

атеизма: я увидел, какие вероятности представляет атеизм, взвесил их,

продумал, и пришел к результату, что сумма этих вероятностей сводится к
нулю. А нуль только тогда имеет реальное значение, когда перед ним стоит
цифра. Этой-то цифры и недоставало моему профессору атеизма. Я, в конце
концов, пришел к тому убеждению, что нашел Бога именно потому, что Он
существует. Я убежден, что народ более склонен к религии потому, что
инстинкт веры присущ каждому человеку. Народ чувствует, что Бог существует,
что Он есть Высшее Существо вселенной, - одним словом, что Бог есть".
"Увлекшись на короткое время чисто теоретически отрицательными
уроками англичанина-философа, - указывает митрополит Анастасий, - Пушкин
потом отрекся от своего "легкомысленного суждения относительно афеизма"
(Прошение на имя Имп. Николая I в 1826 году), которое он раньше, в своем
"Воображаемом разговоре" с Императором Александром I назвал прямо
"школьнической шуткой" и удивлялся как можно было "две пустые фразы"
дружеского письма рассматривать как "всенародную проповедь". Это признание
несомненно было искренним, потому что оно повторяется и в некоторых его
письмах к друзьям. В одном случае он прямо называет сказанное им об атеизме
"глупостью", а в письме к Жуковскому "суждением легкомысленным и достойным
всяческого порицания".
Впрочем и с англичанином атеистом произошло позже то же, что и с
Пушкиным. Он сам стал верующим и через пять лет пастором в Лондоне.
"Рассматривая с точки зрения того времени, - заключает митрополит
Анастасий, - его "кощунства не выходили из уровня обычного для той эпохи
неглубокого вольнодумства, бывшего бытовым явлением в русском образованном
обществе конца XVIII и начала XIX века, воспитанном в идеях Вольтера и
энциклопедистов".
Пушкин заплатил в этом отношении дань духу своего века не больше,
чем другие его современники, но если его вольные стихотворения обращали на
себя большее внимание, то именно потому, что они отвечали общему настроению