|
|
|
свидетельствует, что в высших слоях русского общества все больше
увеличивается число людей не способных уже считать основой политических
отношений нравственное начало, и считающих что основой политических
отношений может быть только бездушный закон.
IX
"Идея монархической верховной власти состоит не в том, чтобы
выражать собственную волю монарха, основанную на мнении нации, а в том,
чтобы выражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала и
хотела бы нация, если бы она стояла на высоте собственной идеи" (Л.
Тихомиров. "Монархическая Государственность" ).
К моменту вступления на престол Николая I, в идейном отношении от
политических принципов самодержавия оставалось по существу только одно
название. Верховная власть называлась по привычке самодержавием, но
политические принципы самодержавия почти забыли уже сами цари, как это мы
видим на примере действий Императора Александра I, бывшего по своим
политическим симпатиям республиканцем.
Монархия в Московской Руси была по своему характеру народной
монархией. Царь Московской Руси был представителем "надклассовой власти",
боровшейся за национальные интересы всего народа. После Петра Первого, до
Николая I, исключая его отца Павла I, большинство тех, кого по привычке
назвали царями, фактически перестали быть выразителями народных идеалов и
народной воли. Разве можно, например, Петра III, Екатерину II и Александра
I считать выразителями русских, религиозных и политических идеалов?
Конечно, нет. В большей или меньшей степени они были продолжателями идей,
заложенных Петром I, то есть разрушителями самобытных традиций русской
культуры.
Идея "Государевой службы", то есть служения всех общественных слоев
|
|
|
|