Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

свидетельствует, что в высших слоях русского общества все больше

увеличивается число людей не способных уже считать основой политических
отношений нравственное начало, и считающих что основой политических
отношений может быть только бездушный закон.

IX

"Идея монархической верховной власти состоит не в том, чтобы
выражать собственную волю монарха, основанную на мнении нации, а в том,
чтобы выражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала и
хотела бы нация, если бы она стояла на высоте собственной идеи" (Л.
Тихомиров. "Монархическая Государственность" ).
К моменту вступления на престол Николая I, в идейном отношении от
политических принципов самодержавия оставалось по существу только одно
название. Верховная власть называлась по привычке самодержавием, но
политические принципы самодержавия почти забыли уже сами цари, как это мы
видим на примере действий Императора Александра I, бывшего по своим
политическим симпатиям республиканцем.
Монархия в Московской Руси была по своему характеру народной
монархией. Царь Московской Руси был представителем "надклассовой власти",
боровшейся за национальные интересы всего народа. После Петра Первого, до
Николая I, исключая его отца Павла I, большинство тех, кого по привычке
назвали царями, фактически перестали быть выразителями народных идеалов и
народной воли. Разве можно, например, Петра III, Екатерину II и Александра
I считать выразителями русских, религиозных и политических идеалов?
Конечно, нет. В большей или меньшей степени они были продолжателями идей,
заложенных Петром I, то есть разрушителями самобытных традиций русской
культуры.
Идея "Государевой службы", то есть служения всех общественных слоев