Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

верны.

"У Пестеля не было любви к свободе, - пишет Цейтлин, -он неохотно
допускал свободу печати и совсем не допускал никаких, даже открытых
обществ. Им владела идея равенства, осуществляемого всемогущим и
деспотическим государством. Государству отдавал он в руки все воспитание
детей, его наделял огромной властью. Разумеется такую власть оно могло
осуществить с помощью сильной тайной полиции. Если считать такое
всемогущество государства - социализмом - Пестель был социалист".
"Пестель думал, что рисовать карту звездного неба достаточно, чтобы
не налететь на мель". (3)
"Свою "Правду", свое детище он осмелился назвать "Верховной
Российской грамотой, определяющей все перемены в государстве, последовать
имеющие". Она должна была стать наказом для Временного Правления, вышедшего
из революции. Это была попытка, по выражению Матвея Муравьева, навязать
России свои "писанных гипотезы", попытка одного человека предписать весь
ход истории своей стране. Простой и бесхитростный захват власти кажутся
безобидным по сравнению с этой жаждой неслыханной и полной духовной
тирании". (4)
"Русская Правда" должна была быть практической программой
революционной партии.
"Как программа, она мечтательное умствование, близкое к безумию".
"Как это никто из знавших его или писавших о нем не заметил в
Пестеле безумия. На всех окружающих действовала сила его логики и
диалектики. Но и сумасшедшие иногда удивляют своей логичностью. Может быть
один Пушкин намекнул на его одержимость. Некоторые исследователи Пушкина
считают, что под именем Германа, у которого "профиль Наполеона и душа
Мефистофеля", он вывел Пестеля" (М. Цейтлин).
Говоря о необходимости цареубийства Пестель говорил декабристу
Поджио, что дело не кончится убийством тринадцати наиболее видных