|
|
|
Число 3 в Х веке вполне понятно: только в самом конце этого века
христианство начало разливаться могучим потоком по Руси, занимавшей в то
время крохотную часть пространства, охваченного к началу XX века Российскою
Империей. По мере усвоения русскими Евангелия разрастается наш "Луг
Духовный": в XI веке в Бозе почили 30 подвижников, причисленных к лику
святых".
Рост числа святых подвижников шел неуклонно вплоть до XVI столетия.
Но во второй половине XVII столетия Иоанном Грозным в силу ряда причин, в
целом ряде которых повинен не он, а своевольное, жаждущее ослабления
царской власти боярство, нарушается установившаяся симфония Церкви и
Государства." (Прот. Н. Смирнов. Златая Цепь Святости на Руси).
К этому времени под руководством митрополита Макария было закончено
уже грандиозное дело оформления русской национальной идеологии. Мы говорим
о составлении "Великих Четьи-Минеи", "Степенной Книги" и "Лицевого
Летописного Свода". Великие Четьи-Минеи - собрание всех религиозных книг
имевших хождение в Московской Руси. В наиболее полном списке Четьи-Миней
имеется 27000 листов большого формата.
Степенная Книга - истолкование исторических судеб Руси. Лицевой
Летописный Свод, в котором были объединены все известные русские летописи -
это история Руси с древнейших времен. О грандиозности проделанной работы
можно судить потому, что в Лицевом Летописном Своде имеется 9000 страниц
текста и 16.000 рисунков.
Все эти грандиозные труды проникнуты сознанием, что Московская Русь
является единственным оплотом православия, что она "Третий Рим, а
четвертому не быть. "Великие Четьи-Минеи", "Степенная Книга", "Лицевой
Летописный Свод", как верно характеризует в статье "Роковая двуликость
Императорской России" архимандрит Константин. (Религиозный философский
сборник "Православная Русь". 1957 г.) являются "гигантского охвата
исповеданием веры московского человека".
|
|
|
|