|
|
|
современных государств Европы. В то время, как Московская Русь имела уже
отчетливое сознание национального единства, Германия, Англия, Франция и
другие нынешние государства представляли из себя механическое случайное
сцепление большего или меньшего числа феодальных владений, удерживаемых
воедино только военной силой, находившейся в руках самого крупного феодала.
К моменту, когда Петр I приступил к революционной ломке русских
религиозных, политических и социальных устоев - Московская Русь была уже
давно сложившимся национальным государством. Ломка этих традиций сулила в
будущем неизбежные потрясения и катастрофы.
"Москва не просто двухвековой эпизод русской истории - окончившийся
с Петром, - с горечью констатирует убежденный западник наших дней Г.
Федотов. - Для народных масс, оставшимися чуждыми европейской культуре,
московский быт затянулся до самого освобождения (1861). Не нужно забывать,
что и купечество и духовенство жили и в XIX веке этим московским бытом. С
другой стороны, в эпоху своего весьма бурного существования московское
царство выработало необычайное единство культуры, отсутствовавшее и в
Киеве, и в Петербурге. От царского дворца до последней курной избы
Московская Русь жила одним и тем же культурным содержанием, одними
идеалами. Различия были только количественными. Та же вера и те же
предрассудки, тот же Домострой, те же апокрифы, те же нравы, обычаи, речь и
жесты". (Новый Град. стр. 153-154). "Два или три века мяли суровые руки
славянское тесто, били, ломали, обламывали непокорную стихию и выковывали
форму необычайно стойкую. Петровская империя прикрыла сверху европейской
культурой московское царство, но держаться она могла все таки лишь на
Московском человеке. К этому типу принадлежат все классы, мало затронутые
петербургской культурой. Все духовенство и купечество, все хозяйственное
крестьянство ("Хорь" у Тургенева), поскольку оно не подтачивается снизу
духом бродяжничества или странничества". (Г. Федотов. Сб. "Новый Град" стр.
|
|
|
|