Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

современных государств Европы. В то время, как Московская Русь имела уже

отчетливое сознание национального единства, Германия, Англия, Франция и
другие нынешние государства представляли из себя механическое случайное
сцепление большего или меньшего числа феодальных владений, удерживаемых
воедино только военной силой, находившейся в руках самого крупного феодала.

К моменту, когда Петр I приступил к революционной ломке русских
религиозных, политических и социальных устоев - Московская Русь была уже
давно сложившимся национальным государством. Ломка этих традиций сулила в
будущем неизбежные потрясения и катастрофы.
"Москва не просто двухвековой эпизод русской истории - окончившийся
с Петром, - с горечью констатирует убежденный западник наших дней Г.
Федотов. - Для народных масс, оставшимися чуждыми европейской культуре,
московский быт затянулся до самого освобождения (1861). Не нужно забывать,
что и купечество и духовенство жили и в XIX веке этим московским бытом. С
другой стороны, в эпоху своего весьма бурного существования московское
царство выработало необычайное единство культуры, отсутствовавшее и в
Киеве, и в Петербурге. От царского дворца до последней курной избы
Московская Русь жила одним и тем же культурным содержанием, одними
идеалами. Различия были только количественными. Та же вера и те же
предрассудки, тот же Домострой, те же апокрифы, те же нравы, обычаи, речь и
жесты". (Новый Град. стр. 153-154). "Два или три века мяли суровые руки
славянское тесто, били, ломали, обламывали непокорную стихию и выковывали
форму необычайно стойкую. Петровская империя прикрыла сверху европейской
культурой московское царство, но держаться она могла все таки лишь на
Московском человеке. К этому типу принадлежат все классы, мало затронутые
петербургской культурой. Все духовенство и купечество, все хозяйственное
крестьянство ("Хорь" у Тургенева), поскольку оно не подтачивается снизу
духом бродяжничества или странничества". (Г. Федотов. Сб. "Новый Град" стр.