Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

существу и независимо от этих случайных условий, просто в силу наступления

окончательной духовной - и тем самым и политической - зрелости поэта,
политическое миросозерцание Пушкина, начиная с 1826 года, окончательно
освобождается и от юношеского бунтарства, и от романтически-либеральной
мечтательности и является как глубоко государственное, изумительно мудрое и
трезвое сознание, сочетающее принципиальный консерватизм с принципами
уважения к свободе личности и к культурному совершенствованию". (11)
Одно время и Пушкин сближается с любомудрами. Но это сближение
происходит не на основе идейной близости, а на основе присущей Пушкину
духовной широты, терпимости и благожелательности.
Шеллингианцы-любомудры, поклонники ненавистной Пушкину немецкой
метафизики, в идейном отношении остаются чужды Пушкину:
"Бог видит, как я ненавижу и презираю ее (т.е., немецкую метафизику.
- Б. Б.), - писал он Дельвигу, - да что делать! Собрались ребята теплые,
упрямые: поп свое, а черт свое. Я говорю: господа, охота вам из пустого в
порожнее переливать - все это хорошо для немцев, пресыщенных уже
положительными знаниями".
Осенью 1824 года Пушкин пишет своему приятелю Кривцову:
"Правда ли, что ты стал аристократом? - Это дело, но не забывай
демократических друзей 1818 года... Все мы переменились".

II

"...По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать, - с грустью
писал Достоевский в "Дневнике писателя. - Это гений, опередивший русское
сознание еще слишком надолго. Это был уже русский, настоящий русский, сам,
силою своего гения, переделавшийся в русского, а мы и теперь все еще у
хромого бочара учимся. Это был один из первых русских, ощутивший в себе
русского человека всецело, вырастивший его в себе и показавший на себе, как