|
|
|
новизною ощущений при обрядах "посвящения" - гробы, виселицы с открытой
петлей, черные мессы перед лежащей обнаженной женщиной, испытания неофита
при прохождении им темных лабиринтов среди то огня, то воды, то провалов,
то грохота "рушающихся стен", и прочая театральщина. Все это щекотало нервы
и вносило "занятное" разнообразие и развлечение в жизнь избалованных людей,
не думающих о "завтра".
Рядовое чиновничество и мещан масонство соблазняло возможностью
протиснуться "в ряды господ" и "сильных мира сего" - в балахоне с маской на
лице сидеть рядом с тем или иным "сиятельством", называть его "братом" и
даже жать ему руку, как равный, и через все это получить повышение в чинах
- из писаря в помощники письмоводителя, а, может быть, и выше!
Пройдох, жуликов и охотников до чужого кошелька масонство привлекало
к себе широкими перспективами и не менее широким полем успешного действия
ка ниве собирания обильной жатвы среди доверчивых, скучающих и близоруких
людей.
В эпоху императриц и несколько позже, Москва и Петербург были
удивительно богаты представителями всех этих категорий тогдашнего русского
общества. И не случайно, конечно, генерал-лейтенант и сенатор Кушелев в
своей докладной записке Императору Александру I писал, что "масонские ложи
в России наполнены людьми низкого происхождения или, можно сказать,
совершеннейшей сволочью" (см. обстоятельную статью Анатолия Маркова в
"Русской мысли" №786 от 5 августа 1955 года). Ген. Кушелев сам был масоном
и одно время даже председателем одной из петербургских лож, но,
разочаровавшись в масонских "прелестях", покинул масонство, и ему, конечно,
хорошо был известен состав "братии". Но, по мере роста "общественной" акции
масонства в России, - росла и его политическая роль. Это особенно наглядно
выявилось в убийстве Императора Павла I и в организации заговора
декабристов. Яркое освещение возникновения и роста русского масонства мы
находим в пятитомном труде Бор. Башилова - "История русского масонства",
|
|
|
|