|
|
|
устных высказываниях) таящееся в них огромное, оригинальное и неоцененное,
духовное содержание".
"...Пиетет к Пушкину во всяком случае требует от нас
беспристрастного внимания и к его политическим идеям, хотя бы в порядке
чисто исторического познания. И для всякого, кто в таком умонастроении
приступит к изучению политических идей Пушкина, станет бесспорным то, что
для остальных может показаться нелепым парадоксом: величайший русский поэт
был также совершенно оригинальным и, можно смело сказать, величайшим
русским политическим мыслителем XIX-го века..."
III
"Нужно помнить, - пишет Н. Бердяев в "Русской Идее", что пробуждение
русского сознания и русской мысли было восстанием против Императорской
России..."
Эта формулировка Бердяева неверна, как и большинство его других
формулировок о путях исторического развития России. Представители русской
национальной мысли, как Карамзин, как Пушкин выступали против политических
принципов, навязанных Петром I русской Империи, а не против Императорской
России. Против Императорской России выступали только предтечи русской
интеллигенции и русская интеллигенция.
"Общим фундаментом политического мировоззрения Пушкина, - указывает
С. Франк, - было национально-патриотическое умонастроение, оформленное как
государственное сознание. Этим был обусловлен прежде всего его страстный
постоянный интерес к внешне-политической судьбе России. В этом отношении
Пушкин представляет в истории русской политической мысли совершенный уникум
(12) среди независимых и оппозиционно настроенных русских писателей XIX
века. Пушкин был одним из немногих людей, который остался в этом смысле
верен идеалам своей первой юности - идеалам поколения, в начале жизни
|
|
|
|