Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

устных высказываниях) таящееся в них огромное, оригинальное и неоцененное,

духовное содержание".
"...Пиетет к Пушкину во всяком случае требует от нас
беспристрастного внимания и к его политическим идеям, хотя бы в порядке
чисто исторического познания. И для всякого, кто в таком умонастроении
приступит к изучению политических идей Пушкина, станет бесспорным то, что
для остальных может показаться нелепым парадоксом: величайший русский поэт
был также совершенно оригинальным и, можно смело сказать, величайшим
русским политическим мыслителем XIX-го века..."

III

"Нужно помнить, - пишет Н. Бердяев в "Русской Идее", что пробуждение
русского сознания и русской мысли было восстанием против Императорской
России..."
Эта формулировка Бердяева неверна, как и большинство его других
формулировок о путях исторического развития России. Представители русской
национальной мысли, как Карамзин, как Пушкин выступали против политических
принципов, навязанных Петром I русской Империи, а не против Императорской
России. Против Императорской России выступали только предтечи русской
интеллигенции и русская интеллигенция.
"Общим фундаментом политического мировоззрения Пушкина, - указывает
С. Франк, - было национально-патриотическое умонастроение, оформленное как
государственное сознание. Этим был обусловлен прежде всего его страстный
постоянный интерес к внешне-политической судьбе России. В этом отношении
Пушкин представляет в истории русской политической мысли совершенный уникум
(12) среди независимых и оппозиционно настроенных русских писателей XIX
века. Пушкин был одним из немногих людей, который остался в этом смысле
верен идеалам своей первой юности - идеалам поколения, в начале жизни