|
|
|
богословской схоластики; народ отстранялся все далее и далее от церковной
книги и от церковного клироса, и, что еще печальнее, остался одиноким в
своем религиозном быту, в своих постах, богомолениях, паломничестве.
Духовенство делалось все ученее, все культурнее, а народ все невежественнее
и менее освоенным с православной дисциплиной. Так было с народом исконно
православным, великороссийским, а что сказать о забитых порабощенных
западных малороссах, белорусах, или потомках старокрещенных инородцев
Заволжья и Сибири". А в статье "Восстановление Патриаршества" митрополит
Антоний писал: "Совершенно справедливо говаривал покойный архиепископ
Савва, что историю Русской Церкви за 16 век приходится писать по
митрополитам, за 17 век - по Патриархам, за 18-й - по государыням, а за
19-й - по обер-прокурорам"
VI
Исторически сложившийся уклад каждого народа, - по меткому
определению Победоносцева. - драгоценен тем, что он не придуман, а создан
самой жизнью и поэтому замена его чужим или выдуманным укладом жизни,
неминуемо приводит к сильнейшим катастрофам. Ложные идеи и действия
правителей и государственных деятелей на основе ложных идей создают почву
для изменения психологии руководящего слоя. Усвоив чуждые национальному
духу или, что еще хуже, ложные вообще в своей основе, политические и
социальные идеи, государственные деятели сходят с единственно правильной
для данного народа исторической дороги, обычно уже проверенной веками.
Измена народным идеалам, нарушая гармонию между народным духом и
конкретными историческими условиями взрастившими этот дух, со временем
обычно всегда приводят к катастрофе.
Так именно случилось и с русским народом. Текла река времен и каждый
день уносил русское государство прочь от свойственных русскому народу идей.
|
|
|
|