Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

интересна и глубоко поучительна тем, что своею борьбою за Россию она

рассказывает нам, как глубоко и широко развертывается процесс отхода
русских людей от идеалов Русской Государственности и от Церкви нашей. В
этом отношении все три тома труда Епископа Никона равноценны своей
значительностью и своей документальностью.
Каюсь, при всей своей наблюдательности и при всем своем вдумчивом
отношении к трагическим дням нашего государственного крушения я не имел
полной, именно, полной картины российской катастрофы, в которой, как вижу и
убеждаюсь, главными действующими лицами были мы, русские, поощряемые к
бунту против Земли Родной влиянием и помощью извне...
Третий том труда Епископа Никона знакомит нас с героическими
усилиями митрополита Антония восстановить в Императорской России
упраздненное Патриаршество, как единственно верный и единственно крепкий
оплот Верховной Власти. Невозможно без глубокого волнения читать первые
двести страниц этого тома, посвященные истории русского Патриаршества и тем
государственным событиям и сдвигам, которые были связаны с упразднением у
нас этого института и с роковыми последствиями его устранения из нашей
церковной и государственной жизни.
Тщетны были все усилия митрополита Антония восстановить в России
Патриаршество, тщетными оказались все его настойчивые старания
документально доказать спасительность этого акта, его срочную необходимость
перед лицом очевидно надвигающейся нашей государственной катастрофы.
Петербургские правящие круги были решительно против укрепления Церковной
Власти, против поднятия ее авторитета и силы.
С таким же чувством смущения и недоумения читаешь вторую часть
третьего тома, посвященную описанию Всероссийского Миссионерского съезда в
Киеве, с большими усилиями, без живого содействия петербургских сфер,
организованного митрополитом Антонием для "укрепления основ Православной
веры в самом православном народе; который в годы первой, революции