|
|
|
Религиозность Николая ничем не напоминала внеисповедной религиозности
Александра I по меткому выражению Меттерниха, маршировавшего "от одной
религии к другой". Своей любимой сестре Екатерине Павловне Александр одно
время писал, что книги католических богословов он предпочитает всем другим
религиозным и мистическим книгам: "...это чистое, беспримесное золото", -
писал он.
"Его склонность к католицизму, - писал граф де Лоскерен королю Карлу
Альберту, - подозревалась в его семье: Императрица мать боялась, чтобы
беседа со святым отцом не содействовала вхождению ее сына в недра
католической церкви и она настойчиво просила его не ездить в Рим. Император
Александр, всегда прислушивавшийся к своей матери, обещал это и сдержал
свое слово". Потом, как известно, Александр I питал большое расположение к
протестантству и интересовался европейским мистицизмом.
Николай I никогда не был подвержен религиозным шатаниям. Он был
верным сыном православной церкви. Религиозность Николая I отмечали многие
его современники. "Знаете ли, что всего более поразило меня в первый раз за
обедней в дворцовой церкви, - разукрашенной позолотой, более подходящей для
убранства бальной залы, чем церкви,- говорил Пушкин А. О. Смирновой, - это,
что Государь молился за этой официальной обедней, как и она (Императрица.
- Б. Б.), и всякий раз, что я видел его за обедней, он молился; он тогда
забывает все, что его окружает. Он также несет свое иго и тяжкое бремя,
свою страшную ответственность и чувствует ее более, чем думают. Я много раз
наблюдал за Царской семьей, присутствуя на службе; мне казалось, что только
они и молились..." Часто встречавшаяся с Царской семьей Е. Н. Львова в
своих мемуарах вспоминает: "Он говаривал, что, когда он у обедни, то он
решительно стоит перед Богом и ни о чем земном не думает. Надо было его
видеть у обедни, чтобы убедиться в этих словах: закон был твердо запечатлен
в его душе и в действиях его - это было и видно - без всякого ханжества и
фанатизма; какое почтение он имел к Святыне, как требовал, чтобы дети и
|
|
|
|