Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

граждан, на долю которых выпадет повинность чистить уборные. Разумеется,

если поставить им в вину только то, что они восхищались психопатом Фурье,
то приговор над ними (повешение, в последний момент, когда они стояли под
виселицей, замененное каторгой) выглядит неслыханно жестоким. Умалчивается
одно обстоятельство: петрашевцы на своих собраниях обсуждали еще и убийство
царя. А этот факт переиначивает все дело. Достоевский, бывший в числе
петрашевцев и приговоренный к повешению, показал нам своей жизнью и
творчеством, что этот суд он принял, как заслуженный и через этот суд
отделался от бесов, разъедавших его в молодости.
Достоевский победил бесов в себе, но в русской жизни они никак
побежденными не оказались. Каждый новый "вклад в революционную мысль", был
вместе с тем и вкладом в психоз крови. Исключение можно сделать только для
одного Герцена - он был настолько духовно одарен, что догматическая гнусь
не могла его целиком заесть. Все другие пророки подполья шли навстречу
гнуси бодро и безоговорочно.
Чернышевский (в 1853 г.) пишет: "меня не испугает ни грязь, ни
пьяные мужики, ни резня". В окончательном виде "Катехизис революционера",
как он был назван, составил в 80-х годах Нечаев и никто дальше, - ни Ленин,
ни Дзержинский, ни Сталин - ничего нового уже не сказали. Нечаев писал, что
все средства - ложь, вымогательство, провокация, воровство и убийство не
только не должны смущать революционера, но абсолютно необходимы и всячески
его украшают. Это и есть революционная доблесть. Всем известно, что фабулой
для "Бесов" Достоевского послужил именно процесс Нечаева, который убил
своего приятеля, когда тот возымел дерзость в чем-то не согласиться с
"вождем" - Нечаевым".
Но оставим пророков и перейдем к "малым". Как там обстояло дело?
Увы, черные пророки всегда находили послушное и восторженное стадо".
"Я дошла до того, что бредила эшафотом", оставляет письменный след
Л. Г. Шелгунова ("Любовь людей шестидесятых годов" Т. А. Богданович, изд.