|
|
|
убеждения привели меня в Верховный Уголовный Суд, на каторгу, к
тридцатилетнему изгнанию, и те мне менее ни от одного слова своего и сейчас
не откажусь". Эти слова, из цензурных соображений должны были быть выпущены
при издании "Записок", но один экземпляр был напечатан без пропуска; этот
редчайший экземпляр отец мой подарил мне; он остался в моем уездном городе
среди вещей, объявленных народной собственностью... Нет, они не
отказывались, но они увидели, что, в то время как их насилие потерпело
неудачу, стремления их осуществляются естественным путем. Не мудрено
радушие, понятна восторженность, с которыми они были встречены; они были
страдальцами за то самое, чем сейчас горели все. Прогрессивное движение в
представителях власти с одной стороны и утешение бури и натиска в них самих
с другой, сблизили два когда-то враждебных полюса, заставили их сойтись на
середине".
Декабристы не пришли ни к левому революционному крылу западников, ни
даже к умеренному правому крылу своих почитателей, которые по-прежнему
видели в декабристах непримиримых врагов самодержавия.
"...Больше всего оказался им сродни, как это ни странно, - пишет С.
Волконский, - может показаться на первый взгляд, - кружок славянофилов. В
домах Самариных, Хомяковых и Аксаковых, вот где Сергей Григорьевич
чувствовал себя духовно дома. Для этого сближения, кроме тех причин,
которые ясны из предшествующего, т.е. причин политически-исторического
характера, были и причины психологического свойства, роднившие декабристов
с славянофилами. Прежде всего, те и другие горели любовью к родине,
любовью, равной которой в наши дни уже не найти, - любовью такой сильной,
что в ней перегорали различия убеждений. Декабристы и по воспитанию, и по
стремлениям, и по вкусам своим, были, конечно, западники, и если они
сошлись с людьми, пустившими в оборот выражение "гнилой запад", то потому,
что встретились с ними в любви к родине, в ней слились".
|
|
|
|