Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

убеждения привели меня в Верховный Уголовный Суд, на каторгу, к

тридцатилетнему изгнанию, и те мне менее ни от одного слова своего и сейчас
не откажусь". Эти слова, из цензурных соображений должны были быть выпущены
при издании "Записок", но один экземпляр был напечатан без пропуска; этот
редчайший экземпляр отец мой подарил мне; он остался в моем уездном городе
среди вещей, объявленных народной собственностью... Нет, они не
отказывались, но они увидели, что, в то время как их насилие потерпело
неудачу, стремления их осуществляются естественным путем. Не мудрено
радушие, понятна восторженность, с которыми они были встречены; они были
страдальцами за то самое, чем сейчас горели все. Прогрессивное движение в
представителях власти с одной стороны и утешение бури и натиска в них самих
с другой, сблизили два когда-то враждебных полюса, заставили их сойтись на
середине".
Декабристы не пришли ни к левому революционному крылу западников, ни
даже к умеренному правому крылу своих почитателей, которые по-прежнему
видели в декабристах непримиримых врагов самодержавия.
"...Больше всего оказался им сродни, как это ни странно, - пишет С.
Волконский, - может показаться на первый взгляд, - кружок славянофилов. В
домах Самариных, Хомяковых и Аксаковых, вот где Сергей Григорьевич
чувствовал себя духовно дома. Для этого сближения, кроме тех причин,
которые ясны из предшествующего, т.е. причин политически-исторического
характера, были и причины психологического свойства, роднившие декабристов
с славянофилами. Прежде всего, те и другие горели любовью к родине,
любовью, равной которой в наши дни уже не найти, - любовью такой сильной,
что в ней перегорали различия убеждений. Декабристы и по воспитанию, и по
стремлениям, и по вкусам своим, были, конечно, западники, и если они
сошлись с людьми, пустившими в оборот выражение "гнилой запад", то потому,
что встретились с ними в любви к родине, в ней слились".