|
|
|
Западный абсолютизм, как западная республика - это диктатура закона.
Русское же самодержавие, по определению В. Соловьева, есть "диктатура
совести", точнее диктатура православной совести. Русское самодержавие есть
выработанное русским народом в течение веков своеобразное сочетание начал
авторитета и демократии, принуждения и свободы, централизации и
самоуправления.
Русский народ издавна выражает свое убеждение, что закон не способен
быть высшим выражением правды, которую он ищет и которую он хочет
установить в жизни. На основании законов, по глубокому убеждению русского
народа, праведная жизнь невозможна. Верховная власть не может опираться на
безличный закон или, как выражался Иван Грозный, на "многомятежное
человеческое хотение". Источники верховной власти, по убеждению русского
народа, должны вырастать из совести нравственной личности, подчиняющейся
Богу. Не из параграфа "хорошего" отвлеченного закона, а из живого
милосердного сердца. Никогда русский человек не верил и не будет верить в
возможность устроения жизни на юридических началах.
Очень ясно и верно сформулировал основные политические идеалы
русского народа И. Солоневич в "Народной Монархии": "В России всегда
содержание предпочиталось форме, совесть - букве закона, мораль - силе, а
сила - интриге". "Сквозь все достоинства и недостатки русского народа -
сплошною, непрерывною красной нитью проходит тяга к справедливости. Не к
какой-то абстрактной, потусторонней справедливости, а к простой, земной,
человеческой, ГОСУДАРСТВЕННОЙ справедливости".
"...Не общественная польза, - пишет Лев Тихомиров, - не интересы
Отечества, не приличие и удобство жизни диктуют русскому его правила
поведения, а абсолютно этический элемент, который верующие прямо связывают
с Богом, а неверующие, ни с чем не связывая - чтут бессознательно"
Самобытные политические идеалы русского народа, как мы видим,
несравненно выше политических идеалов западно-европейских и азиатских
|
|
|
|