|
|
|
последние дни мира. Из подземелий, из лесов, с далеких острогов, - так
приблизительно говорил проповедник - выступили и потянулись к свету
полумертвые от принятых пыток и полуживые от продолжительного голода и
других страданий, изувеченные и скорченные епископы, архимандриты, иереи и
иноки, давно потерявшие надежду увидеть свет Божий." "Просвещенное
царствование Екатерины II, исполненное милостей для прочих просвещенных
сословий, в отношении к Церкви и духовенству мало отличалось от
царствования Анны Иоанновны." (Епископ Никон. Жизнеописание Блаженнейшего
Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Том II, стр. 53. В дальнейшем
при ссылке на этот труд будем указывать только "Епископ Никон.
Жизнеописание Блаж. Антония".)
"Под влиянием Вольтера и французских вольнодумцев, - отмечает П. В.
Ковалевский в книге "Исторический путь России", - Екатерина решается на
отобрание у Церкви всех ее ценностей. Гибнет масса церковных сокровищ. В
церквах все старинное заменяется новым. Монастыри закрываются. 1764 год
может считаться для России Черным Годом. Повсюду, на окраинах, русское
влияние, поддерживавшееся монастырями, ослабевает. Уничтожение обители
Трифона Печенгского лишает весь Мурманский край опоры и часть русских
исконных земель переходит вскоре к Норвегии. Для Сибири наступает темное
время. Последние островки просвещения уничтожены и ока становится проклятой
страной. Миссия святого Иннокентия Иркутского - единственная светлая
страница в истории Сибири XVIII века.
...Лучшие церковные силы идут в затвор и уединение. Епископ
Воронежский Тихон поселяется в Задонске, где пишет свои выдающиеся
аскетические произведения, а Паисий Величковский обосновывается в Молдавии,
где восстанавливает древние традиции монашества и старчества и переводит
отцов церкви на русский язык". "Кому неизвестны, - пишет митрополит
Антоний, - жестокие расправы этого царствования с наиболее ревностными
святителями того времени Арсением Мацеевичем и Павлом Тобольским. А
|
|
|
|