Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

русского человека была и остается большей ценностью, чем закон. Жить по

"правде" это значит следовать требованиям совести, а не только формальной,
"законной справедливости". Закон в Европе часто заменяет совесть, в России
совесть всегда ценилась выше закона.
Подчинение нравственного начала закону. всегда ощущалось русским
сознанием, как ложное решение.
Мораль основанная на юридических нормах, как инстинктивно чувствовал
русский человек, приводит только к системе запрещений, к пониманию добра,
как простого воздержания от зла. У европейцев и американцев хорошо то, что
предписано законом. Человек живущий в Европе и Америке по закону пользуется
всеобщим уважением. В России пользуются уважением только люди живущие не по
закону, а по совести, то есть, во имя Правды отступающие в необходимых
случаях, как подсказывает им совесть, - от буквального исполнения закона.
Развитие бюрократизма в результате реформ Сперанского превратили
русскую монархию в чиновничью республику, в которой Царь правил только
формально, а фактически ею управляли чиновники.

* * *
Единственным выходом из создавшегося, глубоко трагического,
положения могло быть только возвращение к системе управления существовавшей
в Московской Руси. Должна была быть восстановлена система управления,
построенная на политических принципах русского самодержавия: то есть
сочетания широкого самоуправления внизу, с независимой самодержавной
властью Царя сверху, присущей только русской государственной идее власти
"своеобразного сочетания начал авторитета и демократии, принуждения и
свободы, централизации и самоуправления".
То есть перед Императором Николаем I, так же, как ранее перед его
отцом и его старшим братом, опять во всей остроте встал вопрос о
необходимости организации национальной контрреволюции против идейного