Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Но когда, под старость, он, наконец, понял что характер народа

играет основную роль, он перестал верить, что можно произвольно создавать
какие угодно "прогрессивные" учреждения.
Политические и социальные учреждения всякого народа являются
выражением основных свойств его души. Форму учреждений изменить легко, но
изменить основу их, коренящуюся на мировоззрении народа и его характере
очень трудно.
Ни Петр I, ни его преемники вплоть до Павла I, не понимали этого.
Разгром масонско-дворянского заговора декабристов и запрещение масонства
значительно оздоровляли политическую атмосферу в России, но и этим были
устранены только важнейшие препятствия, мешавшие нормальному историческому
развитию, но не все.

VII

Живший во время "Великой" французской революции знаменитый
французский историк Франсуа Гизо писал, что: "Народы, как они ни хотели, не
могут порвать со своим прошлым, имея за собою долгую и славную жизнь; они
под влиянием прошлого и когда стараются его отменить, сущность их характера
и судьбы, созданные историей, лежат в основании их крупнейших
преобразований. Никакая революция, самая решительная и глубокая, не в силах
упразднить национальные традиции. Вот почему так важно знать и понять эти
традиции не только с тем, чтобы удовлетворить пытливость ума, но и для
того, чтобы улучшить международные отношения".
Возникшее чрезвычайно рано, еще в Киевской Руси сознание
национального единства - единого русского народа и единой русской земли, в
Московской Руси окончательно оформляется и дает ей возможность стать
национальным государством значительно раньше, чем сложились национальные
государства в Европе. Как национальное государство Московская Русь старше