Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

суд, а на рассмотрение польского Сената. Для своего наследника, будущего

конституционного короля Польши, Николай I взял Поляка который обучал
Цесаревича Александра польскому языку: "Я был, - сказал Николай I маркизу
де Кюстин, - конституционным государем и все знают, чего мне стоило, чтобы
не подчиняться требованиям этого гнусного правительства. Покупать голоса,
подкупать совесть, соблазнять одних, чтобы обманывать других; все эти
средства я презирал, как унизительные, одинаково для тех, кто повинуется и
кто приказывает, и я дорого заплатил за мою откровенность; но слава Богу я
навсегда покончил с этой позорной политической машиной. Я никогда не буду
конституционным монархом. Я слишком чувствую необходимость говорить то, что
думаю, чтобы согласиться царствовать над каким-нибудь народом при помощи
хитрости и интриги".

XV

Властителям для славы титул дан

И внешний блеск за внутреннюю тяжесть;

И целым миром тягостных забот

Они за призрак славы часто платят.
В. Шекспир. Ричард III.

"В отношении религии, - писал в 1847 году Николай I бар. М. А.
Корфу, - моим детям лучше было, чем нам, которых учили только креститься в
известное время обедни, да говорить наизусть некоторые молитвы, не заботясь
о том, что делалось в нашей душе". Несмотря на отсутствие настоящего
религиозного воспитания Николай I был очень религиозным человеком.