|
|
|
|
|
пережившего патриотическое возбуждение 1812-15 годов. Большинство
сверстников Пушкина к концу 20-х и в конце 30-х годов утратило это
государственно-патриотическое сознание - отчасти в силу властвовавшего над
русскими умами в течение всего XIX века инстинктивного ощущения
непоколебимой государственной прочности России, отчасти по свойственному
уже тогда русской интеллигенции сентиментальному космополитизму и
государственному безмыслию". (13)
Духовная эволюция Пушкина, это путь преодоления европейских
политических идей и масонства, которые являются одним из главных источников
наших исторических бед.
"От разочарованного безверия к вере и молитве; от революционного
бунтарства - к свободной лояльности и мудрой государственности; от
мечтательного поклонения свободе - к органическому консерватизму; от
юношеского многолюбия - к культу семейного очага. История его личного
развития раскрывается перед нами, как постановка и разрешение основных
проблем всероссийского духовного бытия и русской судьбы". (14)
Своеобразное политическое мировоззрение Пушкина в котором
оригинально сочеталась любовь к национальной традиции, к непрерывности
общественного развития, отвращения к бунтарству, революции и власти толпы
органически связывалось с любовью к свободе личности. Все это результат
углубленного изучения русской истории и истории запада.
Расставаясь в зрелом возрасте с наивным бунтарством и романтическим
социальным фантазированием, от которых многие русские политические деятели
не сумели освободиться до настоящей поры, Пушкин стал политическим
мыслителем в мировоззрении которого сочетается то, чего никогда не могли
сочетать в себе представители русской революционной мысли и революционных
кругов: любовь к свободе личности, любовь к национальной традиции и трезвое
государственное сознание.
Политическое мировоззрение Пушкина слагается из трех основных
|
|
|
|
|
|