Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

зависимости от того, как бы его удалось совершить, могло иметь форму ряда

радикальных реформ или иметь характер настоящей революции (точнее
контрреволюции).
Но "легко слово молвится, да не скоро дело делается", - говорит
народная мудрость. Встать на путь восстановления политических принципов
самодержавия было нелегко. Этот путь был бы путем решительного разрыва
почти со всеми идеями, вошедшими в русскую жизнь после совершенной Петром I
революции. А ведь идеи за 125 лет приобрели уже характер "русских
традиций", которые заслоняли собой подлинные русские религиозные,
политические и социальные традиции. Уже несколько поколений свыклось с
мыслью, что Петр I является величайшим преобразователем России, спасшем
национальное государство от неизбежной гибели.
Правда традиции Петровской революции стали "русскими традициями"
главным образом только для верхних и средних слоев дворянства. Низшие слои
дворянства и крепостное крестьянство чуждалось этих традиций и жило еще
традициями Московской Руси. Россия, вплоть до восшествия на престол Николая
I, в его царствование и позже, жила одновременно в разных эпохах. Власть и
высшие слои жили идеями революции Петра, основная масса народа - духовными
традициями Московской Руси. Если власть царей приняла форму западного
абсолютизма и опиралась идеологически на "Правду воли монаршей",
составленную Ф. Прокоповичем на основе идей европейского абсолютизма, то
народ по-прежнему смотрел на царя как на носителя Божественной Силы и
Правды, а на европеизировавшихся бар, как на чуждую расу, так как смотрели
галлы на завоевавших их франков.
Знаменитый швейцарский историк Яков Бурхгарт в своих "Исторических
Фрагментах" под рубрикой "17 и 18 век" отмечает, что "...рядом с навязанной
ей культурой, она (Россия) с невероятной твердостью сумела сохранить свои
древние, врожденные обычаи, так что там - вопиющее несоответствие между
"образованием" и народной субстанцией".