|
|
|
счастливого баловня своего гения, блестящего поэта, живущего вдохновением,
минутой, творческим порывом, человека, чей образ так мало похож на
традиционное представление о политическом мыслителе. Но это тем не менее
так. Пушкин является одним из наиболее оригинальных и зрелых политических
мыслителей своего времени. И если для многих это неожиданное открытие, то
надо сказать, что проблема изучения Пушкина не с левых, а с национальных
объективных позиций принесет еще не мало неожиданных и любопытных открытий.
Как и многие люди Александровской эпохи, прежде чем стать русским
национальным мыслителем, Пушкин отдал дань политическим увлечениям своего
века, в том числе и масонству.
В юности Пушкин, так же как и многие его сверстники переболел
обычными умственными болезнями его эпохи - нигилизмом Вольтера и
люциферизмом Байрона, брал уроки атеизма у англичанина в Кишиневе, уроки
политического радикализма у Чаадаева, был масоном.
Воспитание Пушкина было типичным для его времени. "Вообще воспитание
его, - сообщает брат Пушкина Лев, - мало заключало в себе русского. Он
слышал один французский язык; гувернер его был француз, впрочем человек
неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских
сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи в кабинете отца, пожирая книги
одну за другой. Пушкин был одарен памятью неимоверною и на одиннадцатом
году уже знал наизусть всю французскую литературу".
1816 году, шестнадцатилетний Пушкин подпадает под политическое
влияние Чаадаева. Вызванные этим влияниям политические умонастроения есть
сочетание юношеского патриотизма, вызванного Отечественной войной с
неопределенными "вольнолюбивыми мечтами".
Как на пример политического радикализма юного Пушкина всегда
ссылаются на его оду "Вольность" (1819 г.). Нельзя забывать, что оду
"Вольность" Пушкин написал, когда ему было только 18 лет, то есть в пору
|
|
|
|