|
|
|
поручил написать особое сочинение, оправдывающее новый закон Феофану
Прокоповичу, составителю "Духовного регламента", (в котором объяснялось,
почему главой церкви является не Патриарх, а Царь). Феофан Прокопович
написал книгу "Правду воли монаршей", в которой развивал не идеи русского
самодержавия. а опираясь на сочинения Пуффендорфа, Гуго Гроция и других,
развивал идею западного абсолютизма, что если предки подданных некогда
отреклись от своей воли в пользу монарха, то последний всегда имеет право
поступать, как он желает, а подданные всегда обязаны слепо повиноваться.
Подобная идея не имела ничего общего с русским пониманием
самодержавия, согласно которого в идеале царь является всегда проводником
воли Божией и олицетворением Божьей Правды.
Издав закон о престолонаследии, Петр не удосужился назначить себе
преемника, даже исходя из этого неправильного закона.
IV. "ЦАРСТВОВАНИЕ" ЕКАТЕРИНЫ I
I
После смерти Петра I, законным преемником был сын убитого царевича
Алексея, Петр Алексеевич. Он был единственный мужской представитель
царского рода.
"Однако многие вельможи, возвысившиеся в оканчивавшееся
царствование, боялись воцарения этого царевича, на которого, как на
законного наследника, смотрели все до издания Указа 1722 г. Боялись по той
же причине, по которой и царь Петр опасался сразу провозгласить его своим
наследником. Они опасались, что малолетний царевич Петр, выросши, окажется
более приверженцем взглядов своего отца, чем своего деда; к тому же у них
не было уверенности, что при нем они сохранят то положение и влияние, каким
пользовались у умершего царя. Поэтому них явилась мысль провозгласить
|
|
|
|