Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

мешка, облепили двор, забирались во все доходные места в управлении. Вся

эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги,
выколачиваемые из народа." (8)
По меткому выражению Герцена "на берега Невы обрушилась целая туча"
уроженцев всех "тридцати герцогств", составлявших тогдашнюю Германию.
"Вместе с нужным, Петр привез в Россию немало бесполезного и
чужеродного. Камзолы и "комплименты разные", чужеземные обычаи в
деятельности учреждений и в домашнем быту, иностранные слова - все это
насильственно вводимое Петром "с манера немецкого" - нисколько не было
лучше своего русского и вызывало естественное раздражение и ропот. Среди
иноземцев, которым Петр открыл широкий доступ в Россию, были люди различных
дарований и нравственных качеств. Для одних Россия стала второй родиной и,
обрусев, они служили верой и правдой. Такими были, например, Брюс и Вейде.
Но были и такие авантюристы, как Миних, которые при жизни грозного Петра не
помышляли о том, чтобы править страной, но в царствование преемников Петра
выплыли на поверхность, стали у руля правления, оттерли русских людей и
запустили руки в государственные сундуки." (9)
Петр оставил совершенно разоренную экономически, униженную
национально и разгромленную духовно, страну. В результате совершенной
Петром революции погибло около трети населения страны.
После смерти Петра, в итоге убийства законного наследника Царевича
Алексея, - по словам историка К. Валишевского, - "в продолжении полувека
Россия будет предоставлена приключениям и их героям. Вот ради какого
результата великий человек работал с своим палачами." (10)
"Монархия после Петра, - по словам Льва Тихомирова, - уцелела только
благодаря народу, продолжавшему считать законом не то, что приказал Петр, а
то, что было в умах и совести монархического сознания народа".
После смерти Петра, государственная власть, попавшая на долгое время
в руки временщиков и иностранных проходимцев, стала орудием его угнетения.