Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

религиозной душе, когда умственная энергия направлялась на вопросы

философии"?!
Выходит, что первая оригинальная русская философская система
возникла не в душе русского масона, а в душе православного мистика
Сковороды, а в русском Церковном сознании уже в 18 веке оформились идеи,
которые не раз будет вымучивать с трагическим надрывом русская философская
мысль в 19 веке. А если эти утверждения Зеньковского верны (а они верны),
то как тогда можно утверждать, что русское масонство было той духовной
средой. в которой "зрело религиозное отношение к жизни и проявлялось
духовное творчество!?"

III

А ведь другие авторы издаваемые масонским издательством "Имка", как
например, Н. Бердяев, в своих утверждениях еще более категоричны, чем
Зеньковский и считают, что русскую душу в после-петровской России могло
духовно оформить только масонство и оно и оформило ее.
Н. Бердяев, в книге "Русская идея" (основные проблемы русской мысли
XIX и начала XX века) откровенно признается, что "масонство было у нас в
XVIII веке единственным духовным общественным движением, значение его было
огромно... лучшие русские люди были масонами. Первоначальная русская
литература имела связь с масонством. Масонство было первой свободной
самоорганизацией общества в России, только оно не было навязано сверху
властью".
"В масонстве произошла формация русской культурной души, оно давало
аскетическую культуре душе, оно вырабатывало нравственный идеал личности.
Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей,
но в масонстве образовывались культурные души петровской эпохи и
противопоставлялись деспотизму и обскурантизму".