|
|
|
Верховного Тайного Совета.
Ростовский архиепископ Георгий так характеризует состояние
православной церкви в докладной записке, поданной Екатерине I:
"...происходит относительно духовенства такой беспорядок, какого
искони не бывало. У архиереев и монастырей с церквей сборы и деревни
отнимают, и определяют на вновь учрежденных правителей, на приказных да
иностранцев, на гошпитали, на богадельни, на нищих, и то правда, что
церковное имение нищих для государственной славы; но как видно судей и
приказных не накормить, иностранцев не наградить, а богадельни нищих не
обогатить, домы же архиерейские и монастыри в иных местах ли не
богадельными стали; архиереи и прочие духовные бродят, как бывало,
иностранцы, или еще хуже, ибо потребного к церковной службе в достаточном
количестве не имеют, и приходят в нищенское состояние, а деревенские
священники и хуже нищих, потому что многих из податных денег на правежах
бьют, а оплатиться не могут." (17)
В еще более ужасном положении находились старообрядцы, на которых
обрушивалось одно преследование за другим.
II
Когда верховная власть оказалась в руках Меньшикова, которого Петр
Первый именовал "мин херц" (то есть "мое сердце"), но про которого писал
"Меньшиков в беззаконии зачат, во грехе родила его мать и в плутовстве
скончает живот свой", то против Меньшикова создалась оппозиция. Во главе
оппозиции стоял князь Д. М. Голицын, считавший, что Петр совершил ошибку
уничтожив Боярскую думу, которая препятствовала возвышению отдельных
знатных лиц. По мнению Голицына необходимо было создать "вышнее
правительство", то есть, чтобы правило правительственное учреждение, а не
одна "сильная персона". Возник проект организации Верховного Тайного
|
|
|
|