|
|
|
тут видно, что он обладает сознанием исторической традиции. Если отсталым
современникам Петра казалось, что он перевернул вверх дном старую жизнь, не
оставил камня на камне, то и передовой академик С. Платонов пишет, что "он
не улучшал старину, а гнал ее принудительно заменяя новыми порядками". Эта
оценка целиком совпадает с оценкой большой части общества Петровской эпохи,
в котором жило сознание исторической традиции.
Деятель, который не считается с традициями во всех областях жизни,
который не улучшает старину, а питает к ней страстную вражду и
принудительно заменяет ее новыми порядками, такой деятель, конечно, не
великий реформатор, а типичный ограниченный революционер, "Робеспьер на
троне", как правильно назвал Петра I Пушкин. Ведь Платонов не пишет, что
вся манера проведения реформ находилась в противоречии с внутренними
убеждениями Петра. Что Петр ценил исторические традиции, не все считал
плохим в старых порядках, но считал нужным их улучшить и видоизменить. Ведь
сам же Платонов указывает, что Петр питал страстную вражду к родной
старине, следовательно его манеры вытекали из его внутренних убеждений. А
раз так, то как же в учиненной Петром жесточайшей революции можно видеть
реформы, то есть частичное видоизменение старых порядков.
"Если таким образом, деятельность Петра не вносила, по сравнению с
прошлым, ничего радикально-нового, - умозаключает С. Платонов, - то почему
же реформы Петра приобрели у потомства и даже современников Петра репутацию
коренного государственного переворота? Почему Петр, действовавший
традиционно, в глазах русского общества стал монархом-революционером?"
Постараемся ответить на это странное недоумение маститого историка.
"Екатерина II, - пишет С. Платонов, - впадала в большую неточность
...за начала обще-европейской жизни они приняла принципы европейской
философии, которые не переходили в жизнь нигде в Европе и не были началами
действительного быта". (72)
Упрекая Екатерину II в нелогичности С. Платонов почему-то не
|
|
|
|