|
|
|
обоих случаях - эта идея для России сама собою упраздняется.
Вместе с тем, упраздняется и мировая миссия России, ибо в сфере
построения государства на основе юридической решительно все народы доказали
свое превосходство перед русскими.
Стало быть, если, за банкротством русской идеи, кто-нибудь должен
устраивать государство на пространстве Русской Империи - то уж во всяком
случае не русские, а поляки, немцы, татары, или даже евреи, и кто бы то ни
было, только не русские, которые во имя справедливости, во имя правды,
должны отказаться от господства, и перейти честно на роль народности
подчиненной, не устраивающей других, а принимающей устройство от тех, кто
по умнее...
Что есть правда? Какую правду несет Россия народам и государствам
земли, во имя чего русский народ господствует, а следовательно какой смысл
существования созданной им верховной власти?"
...Все сложности, борьба социальных элементов, племен, идей,
появившаяся в современной России, не только не упраздняют самодержавия, а
напротив - требуют его.
Чем сложнее внутренние отношения и споры в Империи, среди ее 70
племен, множества вер и неверия, борьбы экономических, классовых и всяких
прочих интересов - тем необходимее выдвигается единоличная власть, которая
подходит к решению этих споров с точки зрения этической. По самой природе
социального мира, лишь этическое начало может быть признано одинаково
всеми, как высшее. Люди не уступают своего интереса чужому, но принуждены
умолкать перед требованием этического начала". (84)
Всякое отступление от традиционных форм национальной власти,
обеспечившей возможность существования русскому национальному государству,
всегда приводила к национальным катастрофам: так было при Петре, так было и
при февральской революции. Возвращение к принципам февраля, это возвращение
к поискам новой ямы, только иной, чем большевизм формы.
|
|
|
|