Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

образование, на самом деле понимать философские идеи, русское дворянство

отличалось очень недальним образованием: но большей части оно училось у
разных французских проходимцев гувернеров, бывших в своем отечестве
кучерами, поварами, парикмахерами, круглых невежд, которые ничего не могли
сообщить своим питомцам, кроме презрения ко всему русскому и своего
собственного и умственного и нравственного развращения." (38)
Побывав за границей владелец "Крещенной Собственности" заканчивал
порчу своей души и по выражению Сумарокова, превращался "из напудренного
человека в напудренную скотину".
Философские идеи большинству были известны только понаслышке, только
с чужих слов. Все свое хулилось, все иноземное было предметом преклонения.
Все невежды старались прослыть философами и атеистами, как позже, после
появления интеллигенции, старались заслужить самый высший чин - чин
"критически-мыслящей личности", передачей души какой-нибудь новомодной
европейской философии.
"Вольнодумство широко распространилось в русском елизаветинском
обществе, начиная с обеих столиц и кончая глухими провинциями. Больше всего
им было заражено дворянство и особенно высший свет Петербурга. Отсюда оно
проникло в низшие классы чиновников, даже купцов, мещан и прислуги. Кто не
"вольтерьянствовал" (вольнодумствовал), тот считался отсталым и
необразованным.
Молодежь - ученики гимназий и университета - принялись искать
свежего материала для переводов в популярных произведениях заграничной
литературы. Переводились книги не только по заказу и для денег, но и просто
из интереса к литературной работе. Больше всего, конечно, переводилось
романов, но переводились и книги иного, более серьезного содержания." (39)
Н. Иванов правильно подчеркивает в своей книга "От Петра до наших
дней", что чужеродные начала, внесенные Петром I в русскую стихию,
продолжали развиваться в высших слоях русского общества и при его дочери,