|
|
|
образование, на самом деле понимать философские идеи, русское дворянство
отличалось очень недальним образованием: но большей части оно училось у
разных французских проходимцев гувернеров, бывших в своем отечестве
кучерами, поварами, парикмахерами, круглых невежд, которые ничего не могли
сообщить своим питомцам, кроме презрения ко всему русскому и своего
собственного и умственного и нравственного развращения." (38)
Побывав за границей владелец "Крещенной Собственности" заканчивал
порчу своей души и по выражению Сумарокова, превращался "из напудренного
человека в напудренную скотину".
Философские идеи большинству были известны только понаслышке, только
с чужих слов. Все свое хулилось, все иноземное было предметом преклонения.
Все невежды старались прослыть философами и атеистами, как позже, после
появления интеллигенции, старались заслужить самый высший чин - чин
"критически-мыслящей личности", передачей души какой-нибудь новомодной
европейской философии.
"Вольнодумство широко распространилось в русском елизаветинском
обществе, начиная с обеих столиц и кончая глухими провинциями. Больше всего
им было заражено дворянство и особенно высший свет Петербурга. Отсюда оно
проникло в низшие классы чиновников, даже купцов, мещан и прислуги. Кто не
"вольтерьянствовал" (вольнодумствовал), тот считался отсталым и
необразованным.
Молодежь - ученики гимназий и университета - принялись искать
свежего материала для переводов в популярных произведениях заграничной
литературы. Переводились книги не только по заказу и для денег, но и просто
из интереса к литературной работе. Больше всего, конечно, переводилось
романов, но переводились и книги иного, более серьезного содержания." (39)
Н. Иванов правильно подчеркивает в своей книга "От Петра до наших
дней", что чужеродные начала, внесенные Петром I в русскую стихию,
продолжали развиваться в высших слоях русского общества и при его дочери,
|
|
|
|