Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

установленным порядком... Этими распоряжениями дворянство было превращено в

замкнутое сословие".
В Московской Руси дворянство было создано как военный слой,
получивший землю и крестьян во временное владение за несение военной
службы. В дворяне верстались люди разных сословий. Указы Елизаветинского
Сената окончательно рвали с этой традицией Московской Руси, первые удары
которой нанес отец Елизаветы. Из сословия потомственных воинов, оберегавших
национальную независимость страны, дворянство превращалось в потомственное
благородное сословие, которое владело землей и крестьянами благодаря своему
благородному происхождению. Из слоя, необходимого стране, дворянство
превращается в касту, которая желает владеть данной их предкам землей и
крестьянами, но не желает служить Государству.
"При Елизавете, - пишет С. Платонов, - дворяне начинают уже мечтать
о полной отмене этой повинности, облегченной для них указом Императрицы
Анны." (45)
Ничего замечательного в области развития самобытных начал русской
культуры в эпоху Елизаветы не произошло. Московский университет и
Шляхетский корпус становятся рассадниками европейской культуры и масонства.
Единственным крупным культурным деятелем этой эпохи был только М.
Ломоносов, ярко блиставший среди посредственных немецких профессоров,
наводнивших университет. По оценке Пушкина "между Петром I и Екатериной II
он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый
университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".
Чрезвычайно характерно, что Ломоносов был уроженцем северного края,
который не знал крепостного права и был хранителем русской традиционной
культуры. В центре страны, где развившееся крепостное право закрывало
крестьянам дорогу к овладению культурой, Ломоносов появиться не мог.
Крепостное право погубило много даровитых людей среди крестьянства, которые
могли бы внести большой вклад в русскую культуру. К вершинам знания