Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

"Азиатскую страну" (так называл ее Белинский) Петр Великий своей реформой

приобщил к гуманной цивилизации, создал ей возможность прогресса. До Петра
у нас не было истории, не было разумной жизни. Петр дал нам эту жизнь и
потому его значение бесконечно важно и высоко. Он не мог иметь никакой
связи с предыдущей русской жизнью, ибо действовал совсем противоположно ее
основным началам. Люди, думавшие так, получили название "западников". Они,
как легко заметить, сошлись с теми современниками Петра, которые считали
его земным богом, произведшим Россию из небытия в бытие",
В последней фразе С. Платонов вспоминает подхалимское выражение,
которое употребил канцлер граф Головкин во время поднесения в 1721 г. Петру
титула Императора. Головкин произнес во время своей речи: "Русь только
гением Петра из небытия в бытие произведена". И вот эта примитивная грубая
лесть неумного придворного стала воззрением русских западников вплоть до
наших дней. Потом к ней были пристегнуты нелепейшие воззрения почитателей
Гегеля на германскую цивилизацию, как последнего слова исторического
прогресса.
Петр производит свои необдуманные мероприятия всегда грубо и жестоко
и, что самое важное, он производит их не для улучшения и усиления основ
древней самобытной культуры и цивилизации, а для уничтожения этих основ.
Вот это то, наши историки-западники всегда и стараются завуалировать, а так
как исторические факты учиненного Петром разгрома скрыть невозможно, то им
и приходится прибегать на каждом шагу ко всякого рода натяжкам.
Разбирая в своей работе "Петр Великий" оценки личности Петра и
оценки его реформы со стороны русской исторической науки, С. Платонов
выступает даже против осторожного критического отношения Карамзина к Петру
I. С. Платонову не нравится, что Карамзин ставит Ивана Ш выше Петра Первого
за то, что Иван Ш действовал в народном духе, а "Петр не хотел вникнуть в
истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства
(эту глубокую мысль Карамзина И. Солоневич и положил в основу своей