|
|
|
Петра", всех преклонявшихся перед западной культурой и отвернувшихся от
русской культуры, всех зараженные европейскими "прогрессивными идеями "и
атеизмом. Масонство дает скороспелым русским "вольтерам" и безбожникам то,
чего им не хватало до сих пор, чтобы активно влиять на духовную жизнь
русского общества - организацию. Русское масонство объединяет всех, кто
презирает искалеченную Петром I Россию и принадлежит душой западному миру.
"Чем успешнее русский ум XVIII и XIX столетий усваивал себе плоды
чужих идей, тем скучнее и непригляднее казалась ему своя родная
действительность. Она была так непохожа на мир, в котором выросли его идеи.
Он никак не мог примириться с родной обстановкой, и ему ни разу не пришло в
голову, что эту обстановку может улучшить упорным трудом, чтобы приблизить
ее к любимым идеям, что и на Западе эти идеи не вычитаны в уютном кабинете,
а выработаны потом к политы кровью.
Так как его умственное содержание давалось ему легко, так как да
брал его за деньги, как бы брал все из магазина, то он не мог подумать, что
идея есть результат упорного и тяжелого труда поколений. Почувствовав
отвращение к родной действительности, русский образованный ум должен был
почувствовать себя одиноким. В мире у него не было почвы. Та почва, на
которой он срывал философские цветки, была ему чужда, а та, на которой он
стоял, совсем не давала цветов. Тогда им овладела та космополитическая
беспредельная скорбь, которая так пышно развилась в образованных людях
нашего века." (40)
Увлечение французской философией и французскими политическими
учениями приводят к сильному росту безбожия в высших кругах общества. Яркие
свидетельства об этом мы находим в автобиографических воспоминаниях Д.
Фонвизина.
"В то же самое время, - пишет Фонвизин, - вступил я в тесную дружбу
с одним князем, молодым писателем (1763 г.) и вошел в общество, о коем я
доныне без ужаса вспомнить не могу. (41) Ибо лучшее препровождение времени
|
|
|
|