|
|
|
также противоречит своим же собственным оценкам.
"На русское общество реформы Петра, решительные и широкие, произвели
страшное впечатление после осторожной и медлительной политики московского
правительства. В обществе не было того сознания исторической традиции,
какое жило в гениальном Петре. Вот почему современникам Петра,
присутствовавшим при бесчисленных нововведениях, и крупных и мелких,
казалось, что Петр перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня
на камне от старого порядка. Видоизменения старого порядка они считали за
полное его уничтожение
Такому впечатлению современников содействовал и сам Петр. Его
поведение, вся его манера действовать показывали, что Петр не просто
видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с
ними ожесточенно. Он не улучшал старину, а гнал ее и принудительно заменял
новыми порядками".
"В этом - объяснение тех особенностей в реформационной деятельности
Петра, которые сообщили реформе черты резкого, насильственного переворота.
Однако по существу своему реформа эта не была переворотом". (71)
Эти рассуждения чрезвычайно не логичны и совершенно несерьезны для
такого знатока Петровской эпохи, каким был С. Платонов. Если в обществе не
было сознания исторической традиции, а сознанием этой исторической традиции
обладал, по мнению С. Платонова только Петр, то как же это может быть
согласовано с выводом, который тогда делает С. Платонов, что "Его
поведение, вся его манера действовать показывает, что Петр не просто
видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с
ними ожесточенно. Он не улучшал старину, а гнал ее и принудительно заменял
ее новыми порядками".
Тогда возникает законный вопрос, если правитель страны питает к
старым порядкам страстную вражду, борется с ними ожесточенно, не улучшает
старину, а гонит ее и принудительно заменяет новыми порядками, то где же
|
|
|
|