Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

то, что уже оформилось в церковном сознании XVIII-го века." (42)

В эту же эпоху жил и первый русский философ Григорий Сковорода
(1722-1794 г.). Выходец из народных низов, Григорий Сковорода, получивший
прозвище "Русского Сократа", не пошел по пути "чужебесия" высших слоев
русского общества своей эпохи.
Сковорода был высокообразованным человеком. Уровень его знаний
намного превосходил культурный уровень самых выдающихся вольтерьянцев и
масонов Елизаветинской и Екатерининской эпохи. Знавший хорошо немецкий,
латинский, греческий и еврейский языки, Григорий Сковорода глубоко знал
произведения выдающихся древних и многих европейских философов и творения
отцов Церкви.
Зеньковский, видящий в русском масонстве лабораторию, в которой
вырабатывалось религиозное отношение к жизни, опровергает сам себя, когда
замечает, что:
"...в оригинальной и самостоятельной системе Сковороды надо видеть
первые всходы того, что развивалось в русской религиозной душе, когда
умственная энергия направлялась на вопросы философии."
Или: "Сковорода не знает никаких стеснений в движении его мысли, дух
свободы имеет в нем характер религиозного императива, а не буйство
недоверчивого ума. Это сознание свободы и есть свидетельство того, как
далеко пошла внутрицерковная секуляризация, вдохновлявшая разум к смелой и
творческой деятельности - без вражды и подозрительности к церкви".
Ведь если Зеньковский (так же как Н. Бердяев, как и другие идеологи
русской интеллигенции) утверждает, что русское масонство было той духовной
силой, которая оформила русскую культурную душу, если оно, а не православие
"давало аскетическую культуру душе, оно вырабатывало нравственный идеал
личности (Бердяев. "Русская идея"), то как с этим взглядом примирить
заявление Зеньковского с тем, что "в оригинальной и самостоятельной системе
Сковороды надо видеть первые всходы того, что развивалось в русской