|
|
|
то, что уже оформилось в церковном сознании XVIII-го века." (42)
В эту же эпоху жил и первый русский философ Григорий Сковорода
(1722-1794 г.). Выходец из народных низов, Григорий Сковорода, получивший
прозвище "Русского Сократа", не пошел по пути "чужебесия" высших слоев
русского общества своей эпохи.
Сковорода был высокообразованным человеком. Уровень его знаний
намного превосходил культурный уровень самых выдающихся вольтерьянцев и
масонов Елизаветинской и Екатерининской эпохи. Знавший хорошо немецкий,
латинский, греческий и еврейский языки, Григорий Сковорода глубоко знал
произведения выдающихся древних и многих европейских философов и творения
отцов Церкви.
Зеньковский, видящий в русском масонстве лабораторию, в которой
вырабатывалось религиозное отношение к жизни, опровергает сам себя, когда
замечает, что:
"...в оригинальной и самостоятельной системе Сковороды надо видеть
первые всходы того, что развивалось в русской религиозной душе, когда
умственная энергия направлялась на вопросы философии."
Или: "Сковорода не знает никаких стеснений в движении его мысли, дух
свободы имеет в нем характер религиозного императива, а не буйство
недоверчивого ума. Это сознание свободы и есть свидетельство того, как
далеко пошла внутрицерковная секуляризация, вдохновлявшая разум к смелой и
творческой деятельности - без вражды и подозрительности к церкви".
Ведь если Зеньковский (так же как Н. Бердяев, как и другие идеологи
русской интеллигенции) утверждает, что русское масонство было той духовной
силой, которая оформила русскую культурную душу, если оно, а не православие
"давало аскетическую культуру душе, оно вырабатывало нравственный идеал
личности (Бердяев. "Русская идея"), то как с этим взглядом примирить
заявление Зеньковского с тем, что "в оригинальной и самостоятельной системе
Сковороды надо видеть первые всходы того, что развивалось в русской
|
|
|
|