Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Великого Княжества свое начало обычае, по которому престол переходил в

порядке первородства. Этот обычай был не только освящен преданием старины,
но сделался основным принципом государственного правовоззрения всех чинов и
людей Московского Государства. Царь Петр лучше, чем кто другой помнил,
какими беспорядками и потрясениями сопровождалось его собственное
вступление на престол, ввиду попытки обойти этот принцип, лишив царского
венца не могшего по болезни управлять страной его старшего брата Иоанна.
Однако царь Петр не останавливался ни перед чем, что казалось ему
необходимым... ...К сожалению ему, проведшему детство в бурную эпоху и не
получившему правильного образования и воспитания, не дороги были предания и
устои его отечества. В 1722 году он объявил новый порядок престолонаследия.
"Понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостью надмен был сын наш
Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божиею всему
нашему отечеству пресеклось, а сие не для чего иного взросло, токмо от
обычая старого, что большему сыну наследство давали, к тому же один он
тогда мужеского пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое
наказание смотреть не хотел. ...для чего благорассудили сей устав учинить,
дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет,
тому и определить наследство, и определенному, видя какое непотребство,
паки отменить, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как писано,
имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные
подданные, духовные и мирские без изъятия, сей наш устав пред Богом и Его
Евангелием утвердили на таком основании, что всяк, что сему будет противен,
или инако како толковать станет, то за изменника почтен, смертной казни и
церковной клятве подлежать будет. Петр." (12)
Указ вызвал волнения среди народа. В этом указе народ увидел новое
покушение на вековые обычаи русской монархии. В разных местах возникли
беспорядки, не все присягали новому закону. В Сибирском городке Туре
несколько человек, не желая приносить присяги, взорвали себя. Тогда Петр