|
|
|
найти истинное духовное сокровище, а не "внешнее любомудрие".
"Сокровище духовное, от мира собираемое" есть ответ православного
сознания на увлечения высших кругов общества "вольтерьянством", масонством
и другими ложными формами "внешнего любомудрия".
"Разум без просвещения Божия слеп" - таков вывод св. Тихона
Задонского, - разум приобретает духовное зрение только когда он освещается
светом учения Христа.
Но русское общество эпохи Елизаветы и Екатерины II осталось глухим к
этому мудрому предостережению. Увлекаясь низкопробными мистическими
учениями, исходившими из Европы, анонс заметило высокий православный
мистицизм св. Тихона Задонского, идею преображения видимой жизни, через
мистическое осмысливание ее, через проникновение в духовный смысл, внешних
явлений жизни.
Прошло образованное общество Елизаветинской и Екатерининской эпохи
также и мимо глубоких религиозных идей другого выдающегося деятеля
православия, старца Паисия Величковского (1722-1794 г.), приобщившегося на
Афоне к древней православной мистической традиции. Уехав с Афона, старец
Паисий создал в Молдавии выдающийся центр православного просвещения.
Многочисленные ученики Паисия расходились по всей России, проповедуя его
взгляд, что важнейшей целью каждого православного является правильное
устроение его внутренней духовной жизни. Ученики Паисия создают в Оптиной
Пустыни - духовный центр русского старчества, этого возвышенного явления
русской религиозной жизни.
Проф. Зеньковский, утверждавший в книге "Русские мыслители и
Европа", что в русском масонстве "зрело религиозное отношение к жизни и
проявлялось духовное творчество", то есть, что православие в XVIII веке не
могло быть основой религиозного отношения к жизни и духовного творчества, и
тот заявляет в своей "Истории русской философии", что "русская философская
мысль XIX века будет еще не раз, часто с трагическим надрывом, вымучивать
|
|
|
|