|
|
|
восхвалитель масонства Зеньковский. - Идея внешнего прогресса, идея
внешнего равенства чужда ему, он часто иронизирует по этому поводу." (43)
"Что ни день, то новые опыты и дивные приобретения. Чего только мы
не умеем, чего не можем! Но горе, что при всем том чего-то великого
недостает".
Сковорода христианский мистик. Этого не может отрицать даже
Зеньковский. "Сковорода от христианства идет к философии", - пишет он, - но
не уходя от христианства, а лишь вступая на путь свободной мысли".
"Сковорода был тверд в свободном своем творчестве, но решительно чужд
всякому бунту". "В истории русской философии Сковороде принадлежит таким
образом очень значительное место первого представителя религиозной
философии."
Св. Тихон Задонский, Паисий Величковский, первый русский философ
старец Григорий Сковорода поднимают православное миросозерцание на высокую
ступень, не выходя из пределов православия.
Их системы православного умозрения и мистицизма несравненно более
высоки, чем масонство и все разветвления масонского мистицизма. Но
"культурные души петровской эпохи", отталкиваясь от всего русского,
предпочитают формировать свои души, опираясь на европейское масонство и
европейские мистические учения.
"Умности Христовы" недоступны их опустошенной душе, потерявшей связь
с русской духовной культурой, мудрование их мертвых сердец препятствовало
им "философствовать во Христе" и они стали философствовать в
антихристианских учениях масонства. По свидетельству Фонвизина "культурные
души петровской эпохи" занимались в своих философских кружках богохульством
и кощунством.
"Потеряв своего Бога, - отмечает Ключевский, - заурядный русский
вольтерьянец не просто уходил из Его Храма, как человек, ставший в нем
лишний, но, подобно взбунтовавшемуся дворовому, норовил перед уходом
|
|
|
|