|
|
|
многие вельможи, как Разумовский, Бецкий, Шувалов, Голицын, Дашков, Орлов и
многие другие, доморощенные вольтерьянцы. Каждый в это время хотел прослыть
"вольтерьянцем" и философом". Тот, кто не был "философом", расценивался как
отсталый суевер, невежественный фанатик, почти сумасшедший.
"Первое поколение, при котором началось царствование Екатерины, было
еще не совсем твердо в своем вольнодумстве, помнило религиозные предания
своего детства и, как легко переходило к вольтерьянству, так же легко могло
снова возвращаться к покинутым верованиям... Но следующие поколения,
воспитавшиеся уже среди самого философского движения, почти вовсе не имели
органа религиозности, так и умирали с хулами на религию. После Екатерины по
барским усадьбам во всех концах России можно было во множестве встречать
подобного рода бар, наводивших своим безбожием истинный ужас на всех
жителей своего околотка." (8) Л. В. Нащокин писал о своем отце:
"...Вообще он никого не почитал не только высшим себе. Кн. Потемкин
заметил, что он и о Боге отзывался хотя с уважением, но все как о низшем по
чину, так что, когда он был генерал-майором, то на Бога смотрел, как на
бригадира, и сказал, когда отец, мой был пожалован в ганерал-поручики: "Ну,
теперь и Бог попал у Нащокина в 4-й класс, в порядочные люди." (9)
Произведения французских философов в России с разрешения Екатерины
печатались открыто. Издавалось много русских переводов, чтение которых
поощрялось императрицей-философом. Имелось только 60 переводов произведений
Вольтера.
Большинство этих переводных произведений преследовало цель подорвать
веру в Бога. "Толковали о веротерпимости в известном смысле
индифферентизма, все догматические учения и споры осуждались и осмеивались,
при чем вся религия сводилась или на чистый деизм, или даже на одну
мораль...
Встречаем выходки против веры в будущую жизнь, намеки на то, что
человек есть против веры в будущую жизнь, намеки на то, что человек есть
|
|
|
|