Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

многие вельможи, как Разумовский, Бецкий, Шувалов, Голицын, Дашков, Орлов и

многие другие, доморощенные вольтерьянцы. Каждый в это время хотел прослыть
"вольтерьянцем" и философом". Тот, кто не был "философом", расценивался как
отсталый суевер, невежественный фанатик, почти сумасшедший.
"Первое поколение, при котором началось царствование Екатерины, было
еще не совсем твердо в своем вольнодумстве, помнило религиозные предания
своего детства и, как легко переходило к вольтерьянству, так же легко могло
снова возвращаться к покинутым верованиям... Но следующие поколения,
воспитавшиеся уже среди самого философского движения, почти вовсе не имели
органа религиозности, так и умирали с хулами на религию. После Екатерины по
барским усадьбам во всех концах России можно было во множестве встречать
подобного рода бар, наводивших своим безбожием истинный ужас на всех
жителей своего околотка." (8) Л. В. Нащокин писал о своем отце:
"...Вообще он никого не почитал не только высшим себе. Кн. Потемкин
заметил, что он и о Боге отзывался хотя с уважением, но все как о низшем по
чину, так что, когда он был генерал-майором, то на Бога смотрел, как на
бригадира, и сказал, когда отец, мой был пожалован в ганерал-поручики: "Ну,
теперь и Бог попал у Нащокина в 4-й класс, в порядочные люди." (9)
Произведения французских философов в России с разрешения Екатерины
печатались открыто. Издавалось много русских переводов, чтение которых
поощрялось императрицей-философом. Имелось только 60 переводов произведений
Вольтера.
Большинство этих переводных произведений преследовало цель подорвать
веру в Бога. "Толковали о веротерпимости в известном смысле
индифферентизма, все догматические учения и споры осуждались и осмеивались,
при чем вся религия сводилась или на чистый деизм, или даже на одну
мораль...
Встречаем выходки против веры в будущую жизнь, намеки на то, что
человек есть против веры в будущую жизнь, намеки на то, что человек есть