|
|
|
произведение в лагере, накануне битвы, и притом без всякой мысли об
издании, может служить лучшим образчиком этих любопытных людей прошлого
(XVIII) столетия." (35)
В. В. Зеньковский в своей любопытной книге "Русские мыслители и
Европа", пишет - XVIII век дает нам картину такого увлечения Западом, что с
полным правом можно говорить, что русская душа попала в "плен" к Западу.
Еще первое поколение молодых людей, отправляемых заграницу оставалось чуждо
Западу, но уже второе, вкусив его жизни, почти не захотело возвращаться на
родину: уже тогда в сущности могла быть пущена в ход фраза, принадлежавшая
Иванушке (в "Бригадире" Фонвизина):
ЈТело мое родилось в России, но дух мой принадлежит короне
французской". По мере расширения знаний в Европе, по мере роста
просвещения, культ запада не только не ослабевал, а становился все глубже и
влиятельнее".
В подтверждение правильности высказанного им выше мнения,
Зеньковский ссылается на книгу А. Веселовского "Западное влияние в новой
русской литературе", которым с свойственной им поразительной эрудицией,
приведены многочисленные примеры духовной зависимости от Европы многих
видных деятелей новой русской литературы.
"В царствование Елизаветы воспиталось целое поколение этих
поклонников философии, которые выступили на историческое поприще во второй
половине XVIII века, известной под именем философского века. Средоточием
этих новых людей был тогда, так называемый Молодой двор наследника престола
Петра Федоровича." (36)
"Душой образованного кружка при этом дворе была супруга Наследника
Екатерина Алексеевна, с другом своим княгиней Дашковой: та и другая были
воспитаны во французском духе и с самых молодых лет пропитались идеями
Беля, Монтескье, Вольтера и других французских знаменитостей." (37)
"За исключением немногих лиц, получивших более или менее солидное
|
|
|
|