Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

произведение в лагере, накануне битвы, и притом без всякой мысли об

издании, может служить лучшим образчиком этих любопытных людей прошлого
(XVIII) столетия." (35)
В. В. Зеньковский в своей любопытной книге "Русские мыслители и
Европа", пишет - XVIII век дает нам картину такого увлечения Западом, что с
полным правом можно говорить, что русская душа попала в "плен" к Западу.
Еще первое поколение молодых людей, отправляемых заграницу оставалось чуждо
Западу, но уже второе, вкусив его жизни, почти не захотело возвращаться на
родину: уже тогда в сущности могла быть пущена в ход фраза, принадлежавшая
Иванушке (в "Бригадире" Фонвизина):
ЈТело мое родилось в России, но дух мой принадлежит короне
французской". По мере расширения знаний в Европе, по мере роста
просвещения, культ запада не только не ослабевал, а становился все глубже и
влиятельнее".
В подтверждение правильности высказанного им выше мнения,
Зеньковский ссылается на книгу А. Веселовского "Западное влияние в новой
русской литературе", которым с свойственной им поразительной эрудицией,
приведены многочисленные примеры духовной зависимости от Европы многих
видных деятелей новой русской литературы.
"В царствование Елизаветы воспиталось целое поколение этих
поклонников философии, которые выступили на историческое поприще во второй
половине XVIII века, известной под именем философского века. Средоточием
этих новых людей был тогда, так называемый Молодой двор наследника престола
Петра Федоровича." (36)
"Душой образованного кружка при этом дворе была супруга Наследника
Екатерина Алексеевна, с другом своим княгиней Дашковой: та и другая были
воспитаны во французском духе и с самых молодых лет пропитались идеями
Беля, Монтескье, Вольтера и других французских знаменитостей." (37)
"За исключением немногих лиц, получивших более или менее солидное