Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Арсений писал Синоду:

"От времен апостольских, церковные имущества не подчинялись никому,
кроме апостолов, а после них архиереям, оставались в их единственной воле и
распоряжении. Первый начал отнимать церковные имения Царь Юлиан Отступник,
у нас же от времени князя Владимира, не только во время царствования
благочестивых князей, но и во времена татарской державы, церковные имения
оставались свободными. При Петре Великом Мусин-Пушкин сделал постановление
относительно доходов с церковных имений и управления ими. Это постановление
Мусина-Пушкина превосходило не только турецкие постановления, но и уставы
нечестивых царей римских, идолослужителей.
Св. Киприан Карфагенский, привезенный на место казни, велел домашним
своим выдать налогу 25 золотых: но если бы тогда имело силу определение
Мусина-Пушкина, то такого благодеяния оказать было бы не из чего. Но хоть
определение Мусина-Пушкина превосходило и поганские обычаи, однако церковь
и бедные архиереи поневоле привыкли терпеть такую нужду, потому что не
допрашивали у них по крайней мере о том, что было дано. А теперь, когда
началось такое истязание, то узники и богадельные стали счастливее бедных
архиереев, и такое мучительство терпим не от поганых, но от своих, которые
выставляют себя православными: в манифесте о восшествии на престол
Императрицы сказано, что она вступила на престол для поддержки православия,
которому в прежнее правление представляло опасность".
В другом заявлении, поданном в Синод, митрополит Арсений писал:
"Горе нам, бедным архиереям! яко не от поганых, но от своих мнящихся быти
овец правоверных толикое мучительство претерпеваем".
Делавшая вид, что она православная, Екатерина II приказала судить
Ростовского Митрополита, как злейшего преступника. На допросе во дворце
Митрополит Арсений высказал Екатерине II в глаза такую суровую правду о ее
отношении к православной церкви, что она не вытерпев, зажала уши.
Митрополиту же Арсению услужливые подхалимы "заклепали рот".