|
|
|
религиозных идей.
Даже самые заядлые представители современного русского
западничества, как например, проф. Вейдле, и те уже принуждены
признаваться, что "дело Петра" было не реформами, а первой в Европе
революцией. В изданной недавно Чеховским издательством книге "Задачи
России", несмотря на все свои ухищрения доказать, что Петр был прав в своих
стремлениях приобщить Россию к европейской культуре, он все же признается:
"Две особенности, однако, отличают реформу Петра от переворота,
пережитого Германией (2) : низкое качество того, что она хотела России
навязать, и само это навязывание, т. е. революционный характер. Германия
столкнулась лицом к лицу с Флоренцией и Римом, Леонардо и Маккиавелли, а
России приказано было заменить Царьград Саардамом, икону - "Парсуной", а
веру и быт шестипалым младенцем из царской кунсткамеры.
В Германии никто не заставлял Дюрера подражать итальянцам или позже
Опитца писать стихи на французский лад, а в России Петр резал бороды и
рукава и перекраивал мозги. в меру своего знания о том, как это делать. То,
что он совершил, было первой революцией, какая вообще произошла в Европе,
ибо Английская революцией, в собственном смысле, не была, а до французской
никто не думал, что можно в несколько лет создать нечто дотоле неизвестное:
...если бы дело сводилось к изменению русской жизни путем прививки ей
западных культурных форм, можно было бы говорить о реформе, притом о
реформе вполне назревшей и своевременной, но путь шел к снесению старого и
к постройке на образовавшемся пустыре чего-то разумного, полезного и
вытянутого по линейке, а такой замысел иначе, как революционным назвать
нельзя.
Петр был первым технократом новых времен, первообразом того, что
один историк (английский историк Тойнби) предложил назвать Homo Occientalis
Mechanicus Neobarbarus (3). Вольтер ценил в нем революционера, Дефо -
Державного Робинзона, плотничающего среди русской пустыни; современный
|
|
|
|